№5 / 2013
№5 / 2013
«Диалог Культур — единый мир»
и известного писателя и сатирика
Михаила Николаевича Задорнова,
на территории культурно-образова-
тельного центра «ЭТНОМИР»,
что находится в Калужской обла-
сти, появился памятник самой зна-
менитой няне России как дань люб-
ви и уважения тысячам безымянных
русских сказительниц, без которых
была бы немыслима наша вели-
кая классическая литература, без
которых не был бы таким живым и
сочным русский язык. Этот памят-
ник — низкий поклон миллионам
простых русских женщин: мам,
бабушек и нянь, сумевших передать
своим воспитанникам всю любовь и
нежность, развить их пытливый ум
и воспитать у них любовь к своей
земле и своему народу
Мать Тереза —
живое выражение
доброты Бога
И вот, сто лет спустя, еще один
пример женственной жертвенности,
любви и милосердия — Агнес
Гонджа Бояджиу, или Мать Тереза
Калькуттская — так ее знают во
всем мире. В восемнадцать лет
она вступила в монашеский орден,
в тридцать восемь — основала
монашескую конгрегацию «Сестры
Миссионерки Любви». Они созда-
вали школы и приюты, больницы
и пристанища для бедных и тяже-
лобольных. За свою бескорыстную
деятельность Мать Тереза была
удостоена Нобелевской премии
мира, но помощь ее и сестер миссии
в 120 странах мира выше любой
денежной оценки.
Имя Матери Терезы в наши
дни стало практически нарица-
тельным — символом доброты,
милосердия и чувства безграничной
любви к человеку.
С ранних лет Агнес, малень-
кая девочка с большим сердцем,
узнала, как важно быть не только
благодарным за то, что имеешь, но
и уметь делиться с тем, кто нуж-
дается. В доме ее состоятельных
родителей любой бедняк мог найти
приют и понимание.
Судьба распорядилась так,
что, будучи албанкой по проис-
хождению, Мать Тереза навсегда
связала свою судьбу с Индией, на
тот момент одной из самых бедных
стран мира. Более 16 лет Агнес
занималась просвещением без-
домных детей в Калькутте: она
преподавала историю и гео-
графию на их родном языке,
открывала школы. Но ее
пылкое сердце понимало,
что она может сделать еще
больше. В 1948 году Мать
Тереза добилась разрешения Рима
стать вольной монахиней-миссио-
неркой. Она переоделась в знаме-
нитое белое сари с голубой каймой,
купленное на ближайшем рынке
и, покинув сестринскою обитель,
ушла в трущобы Калькутты, чтобы
на собственном примере показать,
что нельзя быть равнодушным к
нуждающимся.
Великие дела Матери Терезы
принесли ей всемирную извест-
ность: она получила Нобелевскую
премию «За деятельность в помощь
страждущему человеку», участвовала
в генеральной Ассамблее ООН,
перед ней открывались двери любых
посольств и государственных учреж-
дений, она говорила на равных и с
королями, и с нищими. Ее авторитет
был настолько незыблем, что были
случаи, когда войны прекращались
после ее приезда. Так, в Бейруте
в 1982 году были остановлены
военные действия, чтобы позволить
эвакуировать из зоны огня 37 детей,
которые были закрыты в госпитале.
При этом Мать Тереза никогда
не любила публичной жизни и без
охоты общалась с журналистами:
«Интервью со мной? Разговаривайте
лучше с Богом…» — отвечала она.
Матери Терезе выпала нелегкая
и радостная доля нести людям бла-
гую весть, что «Бог есть любовь», и
что смысл жизни каждого смерт-
ного лишь в том, чтобы любить
и быть любимым. Она оставила
нам всем своего рода завещание:
«Пусть всякий, кто приходит к
тебе, уйдет, став лучше и счастли-
вей». Отдавая дань уважения
этой удивительной женщине,
Международный благотво-
рительный фонд «Диалог
Культур — единый мир»
установил два памятника
матери Терезе: один —
на территории этнодвора
«Индия» в «ЭТНОМИ-
Ре», а другой — око-
ло городской библиоте-
ки в городе Калькут-
та, Индия.
КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА
дивительная штука — память...
Она хранит множество имен,
и порой, когда на ум приходит
одно, вдруг неожиданно всплы-
вает другое, вроде бы ничем не
связанное с первым. Казалось бы,
что может объединить русскую
крепостную крестьянку Арину
Родионовну, няню Пушкина, и
Агнес, Мать Терезу, основатель-
ницу женской монашеской кон-
грегации «Сестры Миссионерки
Любви» (Орден Милосердия)?
Две эпохи, две совершенно разных
цивилизации... Но, похоже, не зря
эти имена в нашей памяти лежат
«на одной полочке». Памятники
двум этим удивительным женщи-
нам, установленные на территории
культурно-образовательного центра
«ЭТНОМИР» — трогательное
подтверждение того, что ничто на
свете не сравнится с беззаветно
любящим сердцем.
Самая знаменитая
няня России
Все наши воспоминания об
Арине Родионовне связаны с име-
нем Александра Сергеевича Пуш-
кина, «любезного друга» Сашень-
ки, как называла его старушка.
А он нежно писал о своей нянюш-
ке: «Подруга дней моих суровых,
голубка дряхлая моя». С детских
лет мы выучили пушкинское
«У лукоморья дуб зеленый...»,
навеянное ее сказками, как и то,
что находясь при Сашеньке неот-
лучно, она фактически разделила с
ним ссылку в Михайловском. В ту
пору Пушкин особенно сблизился с
няней, слушал ее сказки, записывал
с ее слов народные песни. Он сам
признавался, что Арина Роди-
оновна была «оригиналом» няни
Татьяны из «Евгения Онегина» и
няни Дубровского. А пушкиноведы
считают, что и мамка Ксении в
«Борисе Годунове», и мамка княги-
ни в «Русалке» — все это списано
поэтом с его милой нянюшки, кото-
рую он называл «добрая подружка
бедной юности моей» и, по вос-
поминаниям друзей, приезжавших
к нему в ссылку, даже звал мамой.
Он обожал долгими осенними и
зимними вечерами слушать, как она
плетет рассказы о старине, сказки и
истории, которых она знала великое
множество. Рассказы Арины Роди-
оновны вспоминал поэт Языков
в стихотворении 1827 года «К няне
А. С. Пушкина»:
Ты занимала нас —
добра и весела —
Про стародавних бар
пленительным рассказом:
Мы удивлялися почтенным
их проказам,
Мы верили тебе —
и смех не прерывал
Твоих бесхитростных
суждений и похвал;
Свободно говорил
язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!
Анна Керн писала в своем днев-
нике: «Он никого истинно не любил
кроме няни своей». А сама Арина
Родионовна любила своего Сашень-
ку беззаветно, постоянно молилась
о нем и писала Пушкину, когда он
покинул Михайловское: «Вы у меня
беспрерывно в сердце и на уме, и
только когда засну, забываю вас».
Любовь рождает любовь.
Вслушайтесь в слова воспитанника
Арины Родионовны — Александра
Сергеевича Пушкина: «Если гряду-
щее поколение будет чтить мое имя,
должна быть не забыта и эта бедная
старушка». И как бы в ответ на эти
слова поэта в 2008 году, по ини-
циативе Благотворительного фонда
«ТВОРИТЬ МАЛОЕ,
НО С бОЛЬшОй
ЛюбОВЬю»
У
Стася Лещинска
Ирина Шамгунова
38
39