ТЕМА НОМЕРА

ЛюБОВь 

ПОД нАТИСКОм 

КАрьерЫ

Светлана Кондратьева

ЛЮБОВЬ ПРОТИВ ПРАВИЛ

«Она должна жить в 

Москве, а я в деревне»

Стать спутницей жизни Антона 

Павловича Чехова мечтали многие 
женщины. Хорош собой, умен и 
талантлив — можно сказать, идеал 
для интеллигентных барышень. Но 
сердце писателя долгое время не 
отзывалось на письма и признания. 
Дрогнуть от укола любви ему было 
суждено в «рабочей обстановке»: 
во время репетиций «Чайки» Чехов 
влюбляется в Ольгу Книппер, 
актрису, которая в 1898 году была 
восходящей звездочкой МХАТа. 
Сначала — совместная работа, 
потом — поездка в Ялту, и вот уже 
друзья говорят о романе писателя 
и актрисы, считая его, между про-
чим, заведомо неудачным.

Причины для таких прогнозов 

было две. Во-первых, Антон Пав-
лович... боялся семейной жизни. 
Свадьба для него была равна ката-

Встретить человека, которого, кажется, всю жизнь только 
и видел в мечтах — настоящее счастье. Но даже у такой 
идеальной любви есть преграды. Например, карьера. 
Проекты, гастроли, командировки — и вот уже личная жизнь 
висит на волоске. Сложный выбор между семьей и работой 
стоял перед людьми во все времена, и чем известнее был 
человек, тем сложнее выбор оказывался. 

ТЕМА НОМЕРА

строфе. «Ужасно почему-то боюсь 
венчания, и поздравлений, и шам-
панского, которое нужно держать 
в руке и при этом неопределенно 
улыбаться», — писал он. К тому же, 
Чехов ни при каких обстоятель-
ствах не хотел менять привычный 
образ жизни. «То есть она должна 
жить в Москве, а я в деревне. Я 
буду к ней ездить. Счастья же, кото-
рое продолжается каждый день 
от утра до утра, я не выдержу …»  
К счастью, Ольга Книппер смогла 
понять своего спутника, хоть ради 
этого пришлось многим пожертво-
вать, например, красивой свадь-
бой. Ведь Чехов хотел сохранить 
церемонию в тайне, чтобы не при-
ходили гости, и о венчании знали 
всего четыре человека — свидете-
ли,  а родственники и друзья были 
информированы постфактум.

Второе препятствие преодо-

леть было сложнее. Антон Павло-
вич из-за болезни практически все 
время вынужден был жить в Ялте, 
лишь иногда отпрашиваясь у вра-
чей в Москву по рабочим делам. 
А Ольгу ждала карьера в театре, 
которая с ее талантом могла стать 
головокружительной. Влюблен-
ные не могли часто видеться, поэ-
тому все свои чувства доверяли 
бумаге: писали друг другу письма. 
Получился настоящий феномен: 
семья, которая всю свою жизнь, 
вплоть до смертельного обо-
стрения болезни Чехова, жила 
письмами больше, чем встречами.  

Переписка длилась с 1899 по 1904 
годы, за это время было написано 
более 800 писем. Вот такая «эпи-
столярная» семья. 

Чайка летала между 

Ялтой и Москвой

Семейная жизнь на расстоянии 

была настоящим испытанием для 
обоих. Дело было даже не столько 
в ревности, сколько в том, что все 
невзгоды супруги переносили  в 
одиночестве. Так, Ольге пришлось 
вдали от мужа два раза пережить 
потерю ребенка. Первая ее бере-
менность закончилась выкиды-
шем, а вторая шла нормально, но 
во время одного из спектаклей 
работники сцены не вовремя 
открыли люк, и актриса туда 
упала... После полученной травмы 
иметь детей она больше не могла. 
Можно представить, чего стоило 
ей написать об этом мужу и сми-
риться с таким положением... Зато 
настоящим совместным детищем 
Чехова и Книппер был театр. Оль-
га любила сцену до самозабвения 
и играла главные роли практиче-
ски во всех пьесах, которые стави-
лись в то время в молодом МХАТе. 
В том числе, и в пьесах мужа: «Три 

сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». По 
сути, они с Чеховым делали одно 
дело, но драматург — на расстоя-
нии, а актриса — непосредственно 
в Москве. Большая часть ее писем 
к Антону посвящена рассказам о 
театре, о спектаклях и вопросам, 
касающимся некоторых героев. 
Таким образом, любовь к работе 
соединялась у Ольги Книппер с 
любовью к мужу, к его таланту.

Но все же порой ей станови-

лось нестерпимо грустно. Мучила 
совесть, что работа занимает в ее 
жизни более важное место, чем 
муж, и что ей надо бы было вообще 
не выходить замуж, посвятив 
себя сцене. Тогда Книппер брала 
бумагу, перо и писала мужу. О том, 
что она не имеет права называть 
себя женой Чехова — ведь она 
снова бросает его в Ялте на всю 
зиму. На что получала ответы: «Не 
говори глупостей, ты нисколько не 
виновата, что не живешь со мной 
зимой. Напротив, мы с тобой очень 
порядочные супруги, если не меша-
ем друг другу заниматься делом. 
Ведь ты любишь театр? Если бы не 
любила, тогда бы другое дело».

И что это было — одиночество 

вдвоем или, наоборот, близость 
через километры? Сейчас уже 
сложно, да и неэтично искать 
между строчек писем, где правда, а 
где ложь... Однако, оглядываясь на 
свое прошлое, Ольга Книппер ни 
о чем не жалела, говоря о своем 
муже: «Я была поражена им как 
необыкновенным человеком, всей 
его личностью, его внутренним 
миром — ох, трудно писать все 
это… Эти мучительные шесть лет 
остались для меня светом, и прав-
дой, и красотой жизни…» 

В год открытия МХАТа пьеса 
А.П. Чехова имела грандиозный 
успех и во многом определила 
развитие театра, поэтому изо-
бражение чайки было решено 
поместить на занавес и сделать 
эмблемой театра

14

№4. Февраль 2013

№4. Февраль 2013

15