негатива. Если обойти нечто тёмное невозможно, то в живописи стараюсь
перевести его в метафору. В своё время одна американская галерея за-
казала мне работу, связанную с трагедией башен-близнецов, разрушен-
ных террористами 11 сентября 2001 года. Отталкиваться мне предложили
от многочисленных фотографий, на которых были изображены кричащие
от боли люди и разрушающиеся башни. Но я не стал копировать сюжеты
фотоснимков, а нарисовал на развалинах маленького плачущего ангела,
свернувшегося калачиком.
Согласитесь, любые эмоции можно передать по-разному. С примене-
нием метафоры образ можно выразить даже глубже, чем в реальности.
Вспомним загадочную улыбку Джоконды или леденящий ужас в кар-
тине «Триумф смерти» Питера Брейгеля-старшего. Посмотрите, как
на картинах Валентина Серова или Константина Коровина показана
наша Москва. После лицезрения подобных полотен возникает огромное
уважение и к художнику, и к изображенному им объекту.
MR:
Какой совет Вы бы дали начинающим художникам?
Н.C.:
У самураев есть правило: если мучаешься между смертью
и жизнью – умри, а если ты решился посвятить себя искусству, то тогда
нужно много работать и стремиться стать профессионалом высочай-
шего уровня. Художник не обязан отражать ту правду, которую видит
в отдельно взятый будний день. Например, моментальный эскиз застиг-
нутого врасплох человека не всегда верно передаст его характер, жиз-
ненную позицию, образ. После отдыха понурый герой может оказаться
хроническим оптимистом. Но в портрете-то ты его уже зафиксировал
унылым пессимистом! Хороший портрет – это всегда собирательный
образ, тщательно проработанный и осмысленный.
MR:
Этот номер нашего журнала посвящен образованию. Как
Вы оцениваете его уровень в нашей стране?
Н.С.:
Хотя наше образование и остается одним из лучших в мире, но оно
уже не на том уровне, на котором было в советское время. Сейчас сильно
ощущается нехватка средств для технического оснащения школ, во мно-
гих учебных заведениях нет даже компьютеров, не хватает качественных
новых учебников. Многие родители озабоченны только зарабатыванием
денег и физически не имеют времени заниматься детьми. Получается,
что только школа может помочь воспитать достойного гражданина нашей
страны, обучить его надлежащим образом навыками и умениями.
Давно-давно, будучи первоклассником, я посетил со школьной экс-
курсией музей, где увидел картину одного голландского живописца. Стоя
возле полотна, подумал: будь я художником, то рисовал бы лучше. Позже
увлёкся походами в школьную библиотеку, запоем читал книжки о пира-
тах, заболел морем и в результате после восьмого класса даже поступил
в Одесскую мореходку... Таким образом, все знаковые поступки моей
юности связаны со школой. Именно из школы растут корни моей ны-
нешней востребованности и известности. Высокий статус нашей школы
надо вновь поднимать. Школа должна и учить, и воспитывать. Для этого,
в первую очередь, должна меняться вся система общечеловеческих цен-
ностей. Слава Богу, в воспитании нынешних россиян помогает церковь.
Священники через религию и духовность учат милосердию, прививают
любовь к Родине и вселяют веру в светлое будущее. И я сам в меру сил
помогаю в приобретении материалов для творческой работы студентов
Ростовского художественного училища имени Грекова, которое когда-то
закончил. И уже второй год подряд в Ростове-на-Дону лучшим молодым
художникам вручаются мои стипендии и похвальные грамоты.
Материальное обеспечение и моральное стимулирование – вот ре-
цепт для развития российского образования.
■
#STORIES С ПЕВИЦЕЙ БУКАТАРА
Все знаковые
поступки моей
юности связаны
со школой.
Материальное
обеспечение
и моральные
стимулирование –
вот рецепт
для развития
российского
образования.
49
| M
elon R
ich | 27 | 2018