негатива. Если обойти нечто тёмное невозможно, то в живописи стараюсь 

перевести его в метафору. В своё время одна американская галерея за-

казала мне работу, связанную с трагедией башен-близнецов, разрушен-

ных террористами 11 сентября 2001 года. Отталкиваться мне предложили 

от многочисленных фотографий, на которых были изображены кричащие 

от боли люди и разрушающиеся башни. Но я не стал копировать сюжеты 

фотоснимков, а нарисовал на развалинах маленького плачущего ангела, 

свернувшегося калачиком.

Согласитесь, любые эмоции можно передать по-разному. С примене-

нием метафоры образ можно выразить даже глубже, чем в реальности. 

Вспомним загадочную улыбку Джоконды или леденящий ужас в кар-

тине «Триумф смерти» Питера Брейгеля-старшего. Посмотрите, как 

на картинах Валентина Серова или Константина Коровина показана 

наша Москва. После лицезрения подобных полотен возникает огромное 

уважение и к художнику, и к изображенному им объекту.

MR: 

 Какой совет Вы бы дали начинающим художникам?

Н.C.:

 У самураев есть правило: если мучаешься между смертью 

и жизнью – умри, а если ты решился посвятить себя искусству, то тогда 

нужно много работать и стремиться стать профессионалом высочай-

шего уровня. Художник не обязан отражать ту правду, которую видит 

в отдельно взятый будний день. Например, моментальный эскиз застиг-

нутого врасплох человека не всегда верно передаст его характер, жиз-

ненную позицию, образ. После отдыха понурый герой может оказаться 

хроническим оптимистом. Но в портрете-то ты его уже зафиксировал 

унылым пессимистом! Хороший портрет – это всегда собирательный 

образ, тщательно проработанный и осмысленный.

MR:

 Этот номер нашего журнала посвящен образованию. Как 

Вы оцениваете его уровень в нашей стране?

Н.С.:

 Хотя наше образование и остается одним из лучших в мире, но оно 

уже не на том уровне, на котором было в советское время. Сейчас сильно 

ощущается нехватка средств для технического оснащения школ, во мно-

гих учебных заведениях нет даже компьютеров, не хватает качественных 

новых учебников. Многие родители озабоченны только зарабатыванием 

денег и физически не имеют времени заниматься детьми. Получается, 

что только школа может помочь воспитать достойного гражданина нашей 

страны, обучить его надлежащим образом навыками и умениями.

Давно-давно, будучи первоклассником, я посетил со школьной экс-

курсией музей, где увидел картину одного голландского живописца. Стоя 

возле полотна, подумал: будь я художником, то рисовал бы лучше. Позже 

увлёкся походами в школьную библиотеку, запоем читал книжки о пира-

тах, заболел морем и в результате после восьмого класса даже поступил 

в Одесскую мореходку... Таким образом, все знаковые поступки моей 

юности связаны со школой. Именно из школы растут корни моей ны-

нешней востребованности и известности. Высокий статус нашей школы 

надо вновь поднимать. Школа должна и учить, и воспитывать. Для этого, 

в первую очередь, должна меняться вся система общечеловеческих цен-

ностей. Слава Богу, в воспитании нынешних россиян помогает церковь. 

Священники через религию и духовность учат милосердию, прививают 

любовь к Родине и вселяют веру в светлое будущее. И я сам в меру сил 

помогаю в приобретении материалов для творческой работы студентов 

Ростовского художественного училища имени Грекова, которое когда-то 

закончил. И уже второй год подряд в Ростове-на-Дону лучшим молодым 

художникам вручаются мои стипендии и похвальные грамоты.

Материальное обеспечение и моральное стимулирование – вот ре-

цепт для развития российского образования. 

#STORIES С ПЕВИЦЕЙ БУКАТАРА

Все знаковые 

поступки моей 

юности связаны 

со школой.

Материальное 

обеспечение 

и моральные 

стимулирование – 

вот рецепт 

для развития 

российского 

образования.

49

| M

elon R

ich | 27 | 2018