в школе не показывать вида, что я люблю ее, холодно
смотреть на нее, неловко шутить с другими и постоянно
выказывать свое безразличие. Любовь вливалась в меня
так долго, что пожар уже не затушить».
Они везде появлялись вместе – в кино, на вече-
ринках, бродили вдвоем по бульварам, сидели на ла-
вочках. Ждали друг друга после репетиций, вместе
делали шпаргалки к экзаменам. И в классе, и на сцене
были вместе. Прошло два года – за это время оба стали
солистами балета Большого театра. На главной сцене
страны появилась пара, в которой он и она идеально
подходили друг другу. Она – красивая, изящная, слов-
но выточенная гениальной рукой мастера миниатюр-
ная статуэтка (недаром французский кутюрье Юбер
де Живанши сравнивал ее с любимой им Одри Хепберн),
в танце хрупкая и невесомая. Он – русоволосый парень
есенинского типа с фигурой, словно отлитой по образ-
цу античных танцующих божеств, в танце, по словам
известного хореографа и историка балета Федора Ло-
пухова, «мощно красив, как творения Микеланджело».
В какой-то момент оба поняли, что раздельно существо-
вать уже не могут.
Из книги воспоминаний Екатерины Максимовой
«Мадам Нет»: «Расписались мы 3 июня 1961 года.
В ЗАГС помчались прямо с репетиции. Заявление пода-
вали, как положено, за три месяца и тогда, конечно, еще
не знали, что 4 июня мне придется танцевать. А явиться
к руководству и сказать: «Снимите меня со спектакля,
потому что я замуж выхожу» – в голову не приходи-
ло… Я такая «правильная» была. Какая свадьба?! Какое
шампанское?! Сразу из ЗАГСа понеслась обратно в те-
атр на репетицию: все мысли – только о своем балете».
Настоящая свадьба была у них только на следую-
щий день после спектакля. Большого гулянья не было,
платья свадебного не шили и фату не покупали – тог-
да об этом и не думали. А утром следующего дня они
вылетели в Париж на премьеру киноленты «СССР
с открытым сердцем». В этом советско-французском
панорамном фильме о жизни в СССР Екатерина
и Владимир сыграли главных героев – влюбленную
пару молодых артистов балета Большого театра, а по
сути – самих себя. В Париже фильм имел большой
успех. Журналисты, узнав о состоявшейся накану-
не свадьбе, сразу «окрестили» их парижский визит
медовым месяцем. Они пробыли там всего несколько
дней, но дни эти стали незабываемыми. Молодоже-
ны жили на полном обеспечении в роскошном номере
«люкс» отеля «Лотти» в центре Парижа, заказывали
деликатесы и шампанское, ездили на лимузине по сто-
лице влюбленных, по ее музеям и достопримечатель-
ностям. Но роскошные отели и лимузины остались
за границей, а на родине им предоставили комнату
в коммуналке. Вскоре, правда, у артистов появилась
маленькая отдельная квартира. Но они и внимания
не обращали на неудобства, ведь настоящим домом
тогда для них был Большой театр. Там они жили в бес-
конечных репетициях и любимых спектаклях, готови-
ли роли, которые и по сей день остаются эталоном для
исполнителей. Благодаря великому дуэту, который
сложился и на сцене, и в жизни, «Дон Кихот», «Жи-
зель», «Щелкунчик» стали визитной карточкой балета
во всем мире. А были еще и собственные постановки
Владимира Васильева, которые он делал под нее и для
нее – чеховская «Анюта», «Икар», «Фрагменты одной
биографии», «Эти чарующие звуки».
Репетиции редко проходили мирно – Максимова
и Васильев вечно спорили, часто вылетали из зала
в разные стороны. Окружающим казалось, что после
этого они вряд ли сойдутся. А потом наблюдали, как
они вместе выходили из раздевалок и спокойно отправ-
лялись домой. Утром пара опять приезжала в театр,
принималась за общую работу и снова спорила. И так
бесконечно...
Они были разными по темпераменту. Она – терпе-
лива и вынослива, закрыта для окружающих и молча-
лива, а он – напротив, стремителен, нетерпелив и от-
крыт, даже распахнут всему миру. Возможно, в этом
и есть секрет их семейного долголетия – они дополняли
друг друга. И в главном они всегда были едины – в без-
различии к роскоши и наживе, в любви к своей родине,
друзьям и близким, в честности и беззаветной предан-
ности своей профессии.
На протяжении всей своей творческой жизни они
были любимцами публики во всем мире. Но извест-
ность имеет и обратную сторону. Ведь часто публику
интересует закулисная жизнь актеров, и начинаются
обсуждения, сплетни, домыслы. Противостоять этому
помогали любовь, уважение и доверие друг к другу,
которое сложилось и окрепло за многие годы.
Владимир Васильев посвятил Екатерине Максимо-
вой первый сборник своих стихов «Цепочка дней». Он и
открывался поэтическим посвящением Кате. После
сорока лет совместной жизни любая женщина была
бы счастлива услышать от мужа слова, которые услы-
шала в день, когда они отмечали рубиновую свадьбу:
«Я хочу, чтобы все подняли бокалы за самого дорогого
для меня человека. За человека, которого я любил, лю-
блю и буду любить всегда. За тебя, Катя!».
Весной 2009 года Екатерины Максимовой не ста-
ло. До золотой свадьбы оставалось всего два года. Дуэт
Максимовой и Васильева стал совершенным примером
человеческой и творческой гармонии, нерасторжимости
двух судеб и сердец… Танец длиною в жизнь.
■
Подготовила Ангелина Даль по книге Серафима Холфина
«Вспоминая мастеров московского балета».
➥ MELON_MOVI ➥ ШОУ
23
| M
elon R
ich | 27 | 2018