в школе не показывать вида, что я люблю ее, холодно 

смотреть на нее, неловко шутить с другими и постоянно 

выказывать свое безразличие. Любовь вливалась в меня 

так долго, что пожар уже не затушить».

Они везде появлялись вместе – в кино, на вече-

ринках, бродили вдвоем по бульварам, сидели на ла-

вочках. Ждали друг друга после репетиций, вместе 

делали шпаргалки к экзаменам. И в классе, и на сцене 

были вместе. Прошло два года – за это время оба стали 

солистами балета Большого театра. На главной сцене 

страны появилась пара, в которой он и она идеально 

подходили друг другу. Она – красивая, изящная, слов-

но выточенная гениальной рукой мастера миниатюр-

ная статуэтка (недаром французский кутюрье Юбер 

де Живанши сравнивал ее с любимой им Одри Хепберн), 

в танце хрупкая и невесомая. Он – русоволосый парень 

есенинского типа с фигурой, словно отлитой по образ-

цу античных танцующих божеств, в танце, по словам 

известного хореографа и историка балета Федора Ло-

пухова, «мощно красив, как творения Микеланджело». 

В какой-то момент оба поняли, что раздельно существо-

вать уже не могут.

Из книги воспоминаний Екатерины Максимовой 

«Мадам Нет»: «Расписались мы 3 июня 1961 года. 

В ЗАГС помчались прямо с репетиции. Заявление пода-

вали, как положено, за три месяца и тогда, конечно, еще 

не знали, что 4 июня мне придется танцевать. А явиться 

к руководству и сказать: «Снимите меня со спектакля, 

потому что я замуж выхожу» – в голову не приходи-

ло… Я такая «правильная» была. Какая свадьба?! Какое 

шампанское?! Сразу из ЗАГСа понеслась обратно в те-

атр на репетицию: все мысли – только о своем балете».

Настоящая свадьба была у них только на следую-

щий день после спектакля. Большого гулянья не было, 

платья свадебного не шили и фату не покупали – тог-

да об этом и не думали. А утром следующего дня они 

вылетели в Париж на премьеру киноленты «СССР 

с открытым сердцем». В этом советско-французском 

панорамном фильме о жизни в СССР Екатерина 

и Владимир сыграли главных героев – влюбленную 

пару молодых артистов балета Большого театра, а по 

сути – самих себя. В Париже фильм имел большой 

успех. Журналисты, узнав о состоявшейся накану-

не свадьбе, сразу «окрестили» их парижский визит 

медовым месяцем. Они пробыли там всего несколько 

дней, но дни эти стали незабываемыми. Молодоже-

ны жили на полном обеспечении в роскошном номере 

«люкс» отеля «Лотти» в центре Парижа, заказывали 

деликатесы и шампанское, ездили на лимузине по сто-

лице влюбленных, по ее музеям и достопримечатель-

ностям. Но роскошные отели и лимузины остались 

за границей, а на родине им предоставили комнату 

в коммуналке. Вскоре, правда, у артистов появилась 

маленькая отдельная квартира. Но они и внимания 

не обращали на неудобства, ведь настоящим домом 

тогда для них был Большой театр. Там они жили в бес-

конечных репетициях и любимых спектаклях, готови-

ли роли, которые и по сей день остаются эталоном для 

исполнителей. Благодаря великому дуэту, который 

сложился и на сцене, и в жизни, «Дон Кихот», «Жи-

зель», «Щелкунчик» стали визитной карточкой балета 

во всем мире. А были еще и собственные постановки 

Владимира Васильева, которые он делал под нее и для 

нее – чеховская «Анюта», «Икар», «Фрагменты одной 

биографии», «Эти чарующие звуки».

Репетиции редко проходили мирно – Максимова 

и Васильев вечно спорили, часто вылетали из зала 

в разные стороны. Окружающим казалось, что после 

этого они вряд ли сойдутся. А потом наблюдали, как 

они вместе выходили из раздевалок и спокойно отправ-

лялись домой. Утром пара опять приезжала в театр, 

принималась за общую работу и снова спорила. И так 

бесконечно...

Они были разными по темпераменту. Она – терпе-

лива и вынослива, закрыта для окружающих и молча-

лива, а он – напротив, стремителен, нетерпелив и от-

крыт, даже распахнут всему миру. Возможно, в этом 

и есть секрет их семейного долголетия – они дополняли 

друг друга. И в главном они всегда были едины – в без-

различии к роскоши и наживе, в любви к своей родине, 

друзьям и близким, в честности и беззаветной предан-

ности своей профессии.

На протяжении всей своей творческой жизни они 

были любимцами публики во всем мире. Но извест-

ность имеет и обратную сторону. Ведь часто публику 

интересует закулисная жизнь актеров, и начинаются 

обсуждения, сплетни, домыслы. Противостоять этому 

помогали любовь, уважение и доверие друг к другу, 

которое сложилось и окрепло за многие годы.

Владимир Васильев посвятил Екатерине Максимо-

вой первый сборник своих стихов «Цепочка дней». Он и 

открывался поэтическим посвящением Кате. После 

сорока лет совместной жизни любая женщина была 

бы счастлива услышать от мужа слова, которые услы-

шала в день, когда они отмечали рубиновую свадьбу: 

«Я хочу, чтобы все подняли бокалы за самого дорогого 

для меня человека. За человека, которого я любил, лю-

блю и буду любить всегда. За тебя, Катя!».

Весной 2009 года Екатерины Максимовой не ста-

ло. До золотой свадьбы оставалось всего два года. Дуэт 

Максимовой и Васильева стал совершенным примером 

человеческой и творческой гармонии, нерасторжимости 

двух судеб и сердец… Танец длиною в жизнь. 

Подготовила Ангелина Даль по книге Серафима Холфина 

«Вспоминая мастеров московского балета».

  MELON_MOVI ➥ ШОУ

23

| M

elon R

ich | 27 | 2018