нам, русским, западная тестовая система? У нас 

во всех школах преподаются иностранные языки, 

но при этом в старших классах часы русского язы-

ка сокращаются до минимума. А потом мы удивля-

емся, почему у нас вырастает новое безграмотное 

поколение. Современный школьник перегружен 

ненужной информацией, но не знает, кто такой 

Ленин и Сталин, в каком году была Куликовская 

битва, как построить прямолинейную функцию 

или что такое косинус. Я выпускался из школы 

15 лет назад, но все это помню. Глубоко убежден, 

что российская система даже со всеми нововве-

дениями, которые произошли в ней за последние 

годы, является одной из самых передовых в мире.

Е.К.:

 Значит, надо совершенствовать школьное 

образование. Мне кажется, что у наших учени-

ков мало времени отводится на изучение русского 

языка, литературы, информатики, истории. Обра-

зование будущего – это, помимо традиционных, 

отлично себя зарекомендовавших методик, еще 

и применение новых технологий, возможностей 

искусственного интеллекта, быстрая адаптация 

учебного процесса под рынок труда. Образование 

будущего – своеобразный конструктор из необхо-

димых умений и навыков, дистанционное обуче-

ние. Но целиком сделать качественное образование 

удаленным или бесконтактным (самостоятельное 

обучение) невозможно. В любом случае централь-

ной фигурой останется учитель, наставник, пре-

подаватель.

В.Б.:

 Я тоже образование будущего вижу модуль-

ным. В чем-то надо возвращать советскую систему, 

обязательное базовое образование, все абитури-

енты должны иметь равные возможности, быть 

универсальными солдатами, разбираться в литера-

туре, знать историю России, понимать азы физики 

и химии, не забывая, конечно, о творческом и спор-

тивном потенциале. У нас огромное количество 

юристов и менеджеров, но мало людей, которые 

умеют работать от сохи. Возникает ощущение, что 

мы последние годы выращивали только офисный 

планктон, а нам нужны инженеры, токари, специ-

алисты среднего звена. Хочется, чтобы общество 

вновь зауважало производственников. Страна под-

нимается с колен. Для её развития нужно готовить 

кадры рабочих профессий.

Е.К.: 

Мир детей дома заполонили гаджеты, в том 

числе электронные книги. Их нужно использовать 

как специи в блюде: если в меру – способствует 

улучшению конечного результата, переборщишь – 

всё испортишь. Любовь к чтению идет, прежде все-

го, от семьи: если дома читают, то к этому будет 

приучен и ребенок, другие варианты встречаются 

редко. А еще в школе хорошо бы литературу «вкус-

но» преподавать, но тут как уж повезет с учителем.

В.Б.: 

Действительно, любовь к знанию, к чтению 

прививается в семье. Хотя детям проще посмотреть 

мультфильм или кино, чем прочитать. Но опять-та-

ки, в последние годы молодые люди стали чаще по-

являться в транспорте, других общественных ме-

стах с обычной книгой. Замечено также, что после 

ремонта и установки указателей типа «как пройти 

в библиотеку» посещаемость любой библиотеки 

резко возрастает. Будут наши дети больше читать 

в библиотеках, дома, в учебных заведениях – будет 

наше молодое поколение образованнее и умнее. 

А это – гарантия светлого будущего нашей страны.

Е.К.: 

Наверное, для наших детей сегодня еще очень 

важна мотивация. Высокомотивированный школь-

ник, поступив в тот вуз, о котором мечтал, будет 

усердно учиться и выйдет из стен Альма-матер 

хорошо подготовленным. Соответственно, такой 

выпускник быстро найдёт работу. 

 ОСВЕЩАЯ_ПУТЬ 

13

| M

elon R

ich | 27 | 2018