усские художники особенно
любили Стамбул-Констан-
тинополь. И эта любовь была
взаимной.
Иван Айвазовский бывал
в турецкой столице несколь-
ко раз. Впечатленный красо-
той города, он написал около
200 полотен. Многие карти-
ны были написаны по заказу
султанов и важных турецких чиновников. И сегод-
ня некоторые из них хранятся в турецких музеях
и частных коллекциях. Десять полотен Айвазовского
находятся в резиденции президента Турции. Рас-
сматривая фотографии с официальных встреч и вы-
ступлений Реджепа Эрдогана, можно заметить, что
в кадре постоянно присутствуют несколько картин
Айвазовского. Это весьма интересный факт, озна-
чающий, что полотна великого русского художника
занимают важное место в турецкой культуре.
В 1835 г. Стамбул посетил и Карл Брюллов. Это
путешествие вдохновило художника на написание
серии полотен о жизни города: узкие солнечные улоч-
ки, громкие базары, веселые праздники, суетливые
порты. Брюллова интересовала повседневная жизнь
простых людей, и Константинополь стал для него цен-
ным источником вдохновения. Вернувшись в Россию,
художник продолжил писать картины на восточную
тему.
Революционные события 1917 года заставили мно-
гих представителей русской интеллигенции иммигри-
ровать. Корабли с белыми офицерами и низложенной
знатью отправлялись от российских берегов перепол-
ненными. Часть пассажиров высаживалась в Тур-
ции. Местный ученый Тюлай Алим Баран писал, что
русских, прибывших в Стамбул, «было так много, что
сосчитать не представлялось возможным». Современ-
ные историки называют цифры: от 150 до 200 тысяч
человек. Русские эмигранты находились в Стамбуле
около семи лет. За это время им удалось оставить
значительный след в местной культуре.
Новую жизнь некогда богатейших представителей
русского истеблишмента сложно назвать простой, ведь
Родину они покидали без своего имущества. Эмигран-
там приходилось обеспечивать личное существова-
ние любыми путями: они плели корзины, работали
малярами, продавцами. Многие женщины стали гу-
вернантками. Постепенно жизнь налаживалась. В то
время на берегах Босфора открывается множество
кафе, баров, игорных домов. Некоторые принимают-
ся гнать самогон из местных продуктов и угощают
им всех желающих. Открытые эмигрантами конди-
терские, работающие 24 часа, пользовались большой
популярностью, а русские сладости пришлись по вкусу
и мусульманам. Благодаря выходцам из России в Тур-
ции очень быстро появляется мода на пляжный отдых.
Местные девушки отказываются от вуалей, закрыва-
ющих лицо, и коротко стригут волосы.
Дворянки, вышедшие замуж за богатых чинов-
ников, начинают устраивать балы и маскарады,
приглашать местную знать на чайные вечера. Рус-
ские дамы стали законодательницами моды. Лидия
Красса-Арзуманова, которую в Турции называли
Лейлой Арзуман, открыла первую балетную шко-
лу. Композитор Иван Корвинский создал струнный
оркестр, который впоследствии выступал перед
Мустафой Ататюрком и высшими чиновниками
Османской империи.
Все эти изменения не радовали консервативное
турецкое общество. Оно считало, что русские учат
местную молодежь жить в грехе. Исследователь
Фикрет Адиль писал, что «русские белогвардейцы
➥
ВЫСОКАЯ_КУХНЯ ➥ ОТДЫХ ➥ КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА ➥ КАБИНЕТ ЮРИСТА
Р
107
| M
elon R
ich | 27 | 2018