усские художники особенно 

любили Стамбул-Констан-

тинополь. И эта любовь была 

взаимной.

Иван Айвазовский бывал 

в турецкой столице несколь-

ко раз. Впечатленный красо-

той города, он написал около 

200 полотен. Многие карти-

ны были написаны по заказу 

султанов и важных турецких чиновников. И сегод-

ня некоторые из них хранятся в турецких музеях 

и частных коллекциях. Десять полотен Айвазовского 

находятся в резиденции президента Турции. Рас-

сматривая фотографии с официальных встреч и вы-

ступлений Реджепа Эрдогана, можно заметить, что 

в кадре постоянно присутствуют несколько картин 

Айвазовского. Это весьма интересный факт, озна-

чающий, что полотна великого русского художника 

занимают важное место в турецкой культуре.

В 1835 г. Стамбул посетил и Карл Брюллов. Это 

путешествие вдохновило художника на написание 

серии полотен о жизни города: узкие солнечные улоч-

ки, громкие базары, веселые праздники, суетливые 

порты. Брюллова интересовала повседневная жизнь 

простых людей, и Константинополь стал для него цен-

ным источником вдохновения. Вернувшись в Россию, 

художник продолжил писать картины на восточную 

тему.

Революционные события 1917 года заставили мно-

гих представителей русской интеллигенции иммигри-

ровать. Корабли с белыми офицерами и низложенной 

знатью отправлялись от российских берегов перепол-

ненными. Часть пассажиров высаживалась в Тур-

ции. Местный ученый Тюлай Алим Баран писал, что 

русских, прибывших в Стамбул, «было так много, что 

сосчитать не представлялось возможным». Современ-

ные историки называют цифры: от 150 до 200 тысяч 

человек. Русские эмигранты находились в Стамбуле 

около семи лет. За это время им удалось оставить 

значительный след в местной культуре.

Новую жизнь некогда богатейших представителей 

русского истеблишмента сложно назвать простой, ведь 

Родину они покидали без своего имущества. Эмигран-

там приходилось обеспечивать личное существова-

ние любыми путями: они плели корзины, работали 

малярами, продавцами. Многие женщины стали гу-

вернантками. Постепенно жизнь налаживалась. В то 

время на берегах Босфора открывается множество 

кафе, баров, игорных домов. Некоторые принимают-

ся гнать самогон из местных продуктов и угощают 

им всех желающих. Открытые эмигрантами конди-

терские, работающие 24 часа, пользовались большой 

популярностью, а русские сладости пришлись по вкусу 

и мусульманам. Благодаря выходцам из России в Тур-

ции очень быстро появляется мода на пляжный отдых. 

Местные девушки отказываются от вуалей, закрыва-

ющих лицо, и коротко стригут волосы.

Дворянки, вышедшие замуж за богатых чинов-

ников, начинают устраивать балы и маскарады, 

приглашать местную знать на чайные вечера. Рус-

ские дамы стали законодательницами моды. Лидия 

Красса-Арзуманова, которую в Турции называли 

Лейлой Арзуман, открыла первую балетную шко-

лу. Композитор Иван Корвинский создал струнный 

оркестр, который впоследствии выступал перед 

Мустафой Ататюрком и высшими чиновниками 

Османской империи.

Все эти изменения не радовали консервативное 

турецкое общество. Оно считало, что русские учат 

местную молодежь жить в грехе. Исследователь 

Фикрет Адиль писал, что «русские белогвардейцы 

 ➥ 

ВЫСОКАЯ_КУХНЯ ➥ ОТДЫХ ➥                         КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА ➥ КАБИНЕТ ЮРИСТА

Р

107

| M

elon R

ich | 27 | 2018