жить, они основывали дома моды, где использовали 

опыт русского костюма. На Западе утверждается фор-

ма кокошника-венца как свадебного убора. Позднее 

вольно переосмысленный кокошник становится эле-

ментом повседневной одежды. Парижский дом «Огюст 

Боназ» в 1920-х годах даже выпускает пластмассовые 

кокошники. Этот период смело можно назвать «зо-

лотым веком кокошника». Даже королева Румынии 

носила тиару Картье похожую на русский кокошник, 

созданную для ее портрета в 1924 году.

А сколько выдающихся 

русских художников запе-

чатлели на своих полотнах 

русских женщин в кокош-

никах: Суриков, Васнецов, 

Врубель, Крамской, Вене-

цианов, Нестеров, Маков-

ский и т.д. В каждой работе 

мы видим русских краса-

виц в великолепных народ-

ных костюмах и роскош-

ных кокошниках, которые 

подчеркивают нежность 

и трогательную красоту 

женских лиц.

Вновь свои взгляды 

к кокошнику модельеры 

и дизайнеры Запада обра-

тили только во второй поло-

вине ХХ века, когда подня-

лась очередная волна любви 

к русскому стилю. Великий 

Ив Сен Лоран, неподража-

емый Джон Гальяно, соз-

давая «русский образ» в своих коллекциях, конечно, 

обратились и к кокошнику. Кокошник вновь продолжил 

свое триумфальное шествие по мировым подиумам. 

Но было бы не справедливо говорить, что кокошник вы-

жил только благодаря интересу западных дизайнеров. 

Мэтр российской моды Вячеслав Михайлович Зайцев, 

ярчайший приверженец «русской темы», не раз в своих 

коллекциях использовал головные уборы – кокошники.

Сегодня кокошник воспринимается больше как 

головной убор Снегурочки. Хотя современные кутю-

рье и мир моды давно не могут обойтись без русского 

кокошника, подкупающего сочетанием роскоши и про-

стоты. Они снова и снова обращаются к этому символу 

русского костюма, придавая ему новые формы. Для 

образов «Хозяйка медной горы» и «Царевна-лебедь» 

фотопроекта «Красавицы России» (руководитель: 

модельер Сергей Рзаев) дизайнер Маргарита Луки-

на специально изготовила украшения и кокошники, 

органично подчеркнувшие красоту актрис. Наши со-

временницы в историческом прочтении великолепно 

демонстрируют загадочность русской души. Потря-

сающую фотосессию «Голливудская дива 30-х годов 

в кокошнике» сделала Рената Литвинова. Актриса как 

всегда изысканна, а кокошник подчеркивает скуль-

птурную красоту ее лица. Не обделяют кокошник 

своим вниманием и поп-звезды. В 2016 г. Ани Лорак 

опубликовала снимок, на котором она запечатлена 

в фантазийном кокошнике из светоотражающих 

материалов. В 2017 году талантливые дизайнеры 

Хайк Симонян и Федор Додонов с блеском показали 

свою новую коллекцию в Лондоне. Головные уборы, 

выполненные в виде кокошников, вызвали восторг 

у публики. Пресса об этом показе написала: «Эффект 

«иконоподобия» – заслуга кокошника».

Примечательно, что один из костюмов сенатора 

Падмы Амидалы в саге «Звездные войны» был осно-

ван на российском национальном костюме с кокошни-

ком, известном в Европе по фотографиям, сделанным 

в 1903 году в Зимнем дворце.

Кокошник продолжает жить. Конечно, трудно 

представить в повседневной жизни женщину, идущую 

в нем по улице. Но почему этот головной убор не взять 

на вооружение невестам? Он ведь и зародился как сва-

дебный головной убор. Как изысканно и нетривиально 

смотрелась бы такая невеста! А почему победительницы 

конкурсов красоты, таких как Мисс Россия, Миссис Рос-

сия, коронуются диадемами, а не кокошниками? Было 

бы очень символично и патриотично. Если западные 

Кутюрье при создании своих коллекций с завидным 

постоянством обращаются к истокам нашей культу-

ры, то почему мы сами так стесняемся своих традиций 

и корней и постоянно посматриваем на Запад?

 ■

#МОДА_СТИЛЬ|

УКРАШЕНИЯ

 #ФОТОПРОЕКТ

Головной убор Коруна (лен, парча, кружевное 

полотно, тесьма, драгоценные и полудрагоценные камни, 

бриллианты от «Van Cleef & Arpels»).

Автор головного убора: «Дом русской одежды 

Валентины Аверьяновой»

Головной убор – венец (бархат, золотая вышивка, 

лунный камень ювелирной огранки, натуральный жемчуг, 

тканевые дробницы).

Автор головного убора: «Дом русской одежды 

Валентины Аверьяновой»

68

| M

elon R

ich | 26 | 2018