жить, они основывали дома моды, где использовали
опыт русского костюма. На Западе утверждается фор-
ма кокошника-венца как свадебного убора. Позднее
вольно переосмысленный кокошник становится эле-
ментом повседневной одежды. Парижский дом «Огюст
Боназ» в 1920-х годах даже выпускает пластмассовые
кокошники. Этот период смело можно назвать «зо-
лотым веком кокошника». Даже королева Румынии
носила тиару Картье похожую на русский кокошник,
созданную для ее портрета в 1924 году.
А сколько выдающихся
русских художников запе-
чатлели на своих полотнах
русских женщин в кокош-
никах: Суриков, Васнецов,
Врубель, Крамской, Вене-
цианов, Нестеров, Маков-
ский и т.д. В каждой работе
мы видим русских краса-
виц в великолепных народ-
ных костюмах и роскош-
ных кокошниках, которые
подчеркивают нежность
и трогательную красоту
женских лиц.
Вновь свои взгляды
к кокошнику модельеры
и дизайнеры Запада обра-
тили только во второй поло-
вине ХХ века, когда подня-
лась очередная волна любви
к русскому стилю. Великий
Ив Сен Лоран, неподража-
емый Джон Гальяно, соз-
давая «русский образ» в своих коллекциях, конечно,
обратились и к кокошнику. Кокошник вновь продолжил
свое триумфальное шествие по мировым подиумам.
Но было бы не справедливо говорить, что кокошник вы-
жил только благодаря интересу западных дизайнеров.
Мэтр российской моды Вячеслав Михайлович Зайцев,
ярчайший приверженец «русской темы», не раз в своих
коллекциях использовал головные уборы – кокошники.
Сегодня кокошник воспринимается больше как
головной убор Снегурочки. Хотя современные кутю-
рье и мир моды давно не могут обойтись без русского
кокошника, подкупающего сочетанием роскоши и про-
стоты. Они снова и снова обращаются к этому символу
русского костюма, придавая ему новые формы. Для
образов «Хозяйка медной горы» и «Царевна-лебедь»
фотопроекта «Красавицы России» (руководитель:
модельер Сергей Рзаев) дизайнер Маргарита Луки-
на специально изготовила украшения и кокошники,
органично подчеркнувшие красоту актрис. Наши со-
временницы в историческом прочтении великолепно
демонстрируют загадочность русской души. Потря-
сающую фотосессию «Голливудская дива 30-х годов
в кокошнике» сделала Рената Литвинова. Актриса как
всегда изысканна, а кокошник подчеркивает скуль-
птурную красоту ее лица. Не обделяют кокошник
своим вниманием и поп-звезды. В 2016 г. Ани Лорак
опубликовала снимок, на котором она запечатлена
в фантазийном кокошнике из светоотражающих
материалов. В 2017 году талантливые дизайнеры
Хайк Симонян и Федор Додонов с блеском показали
свою новую коллекцию в Лондоне. Головные уборы,
выполненные в виде кокошников, вызвали восторг
у публики. Пресса об этом показе написала: «Эффект
«иконоподобия» – заслуга кокошника».
Примечательно, что один из костюмов сенатора
Падмы Амидалы в саге «Звездные войны» был осно-
ван на российском национальном костюме с кокошни-
ком, известном в Европе по фотографиям, сделанным
в 1903 году в Зимнем дворце.
Кокошник продолжает жить. Конечно, трудно
представить в повседневной жизни женщину, идущую
в нем по улице. Но почему этот головной убор не взять
на вооружение невестам? Он ведь и зародился как сва-
дебный головной убор. Как изысканно и нетривиально
смотрелась бы такая невеста! А почему победительницы
конкурсов красоты, таких как Мисс Россия, Миссис Рос-
сия, коронуются диадемами, а не кокошниками? Было
бы очень символично и патриотично. Если западные
Кутюрье при создании своих коллекций с завидным
постоянством обращаются к истокам нашей культу-
ры, то почему мы сами так стесняемся своих традиций
и корней и постоянно посматриваем на Запад?
■
#МОДА_СТИЛЬ|
УКРАШЕНИЯ
#ФОТОПРОЕКТ
Головной убор Коруна (лен, парча, кружевное
полотно, тесьма, драгоценные и полудрагоценные камни,
бриллианты от «Van Cleef & Arpels»).
Автор головного убора: «Дом русской одежды
Валентины Аверьяновой»
Головной убор – венец (бархат, золотая вышивка,
лунный камень ювелирной огранки, натуральный жемчуг,
тканевые дробницы).
Автор головного убора: «Дом русской одежды
Валентины Аверьяновой»
68
| M
elon R
ich | 26 | 2018