Ее роль заключалась
в том, чтобы подойти
к мальчику, покле-
вать хлеб и улететь.
Мы начали готовить-
ся, взяли речных чаек,
но нам сказали, что нуж-
ны именно белые морские.
Мы отправились в Кара-
дарский заповедник, где нам
поймали нужных птиц. На мое
счастье там в это время проходила
выставка орнитологов. Я обратился
к ним и получил совет сделать шлейку,
как для собак, чтоб чайка ходила в ней и не улетела.
В работе с дикими чайками есть одна сложность – од-
ним ударом клюва она может рассечь руку до кости.
Мы подготовили птиц, специально не кормили их пе-
ред съемками, чтоб все прошло, как задумано. И чайка
в шлейке прошла по тросу к мальчику и стала клевать
хлеб у него из рук, в которых были спрятаны морские
рыбешки. Был еще один интересный случай. Как-то
мне позвонил Никита Михалков и сказал, что нужен
воробей для сцены присяги юнкеров в картине «Си-
бирский цирюльник». До этого никто не дрессировал
воробьев, но мой девиз «если не мы, то кто?» Я думал,
они не выживают в неволе, но оказалось, что в кино нет
ничего невозможного. На мое счастье в Кремлевской
соколиной службе служил солдат-орнитолог, мой друг
Сергей. По моей наводке он наловил пятерых воробьев,
из них мы отобрали самого спокойного и назвали его
Марчелло. Воробей отлично справился с поставленной
задачей.
MR:
Часто ли для съемок берут дрессированных
животных?
В.З.:
Да, не так давно мы участвовали в съем-
ках сериала «Любимцы». Привели им своих собак,
но, в конце концов, съемочная группа начала при-
водить своих собачек и сделали из этого черти что.
Животные ушли на задний план, и стало абсолютно
не понятно, для какой аудитории этот сериал. Обычно
на сложные сцены и различные трюки приглашают
нас, а для простых эпизодов друзей и знакомых.
MR:
В каких фильмах участвовали Ваши подо-
печные?
В.З.:
В таких картинах, как: «Возвращение Мух-
тара», «Сибирский цирюльник», «Мама-Детектив»,
«Золушка», «Граница. Таежный роман», «Участок»
и еще в не одном десятке российских кинолент.
MR:
А нужны ли четвероногим актерам дубле-
ры? Сколько овчарок, например, было задействовано
в сериале «Возвращение Мухтара»?
В.З.:
Все зависит
от задачи поставлен-
ной режиссером. Так,
в фильме «Коктебель»
у нас было две чай-
ки. Одна для крупного
плана, вторая для фи-
нальной сцены, где она
улетает. В сериале «Воз-
ращение Мухтара» было не-
сколько сезонов. Первый сни-
мался в России, и в главной роли
была восточно-европейская овчарка,
во втором и третьем сезонах снималась не-
мецкая овчарка. В последующих сезонах опять ме-
нялось и место съемок, и собаки. Мы работали в самом
начале, когда съемки проходили в Москве для канала
«Россия 1» по заказу МВД. Главную роль исполняли
восточно-европейские овчарки, сводные братья Варгун
и Дункан, которые по очереди заменяли друг друга.
MR:
Почему сегодня так мало снимают хороших
фильмов с участием животных?
В.З.:
Молодые режиссеры не знают, как ставить
сцены с животными, операторы не умеют их снимать.
Взять тех же собак, ведь черных снимать намного
сложнее, чем белых или пятнистых. Продюсеры не по-
нимают, что за это нужно платить. Гримеры не отдают
себе отчет в том, что животных нельзя красить краской
или гримом, ведь они не отмоются. В фильме «Празд-
ник непослушания» белую кошку покрасили в розо-
вый цвет, и бедное животное так ходило полгода, пока
не перелиняло. Однажды для фильма «Яды» мне при-
шлось красить быка. Требовался черный бык, а у нас
был только белый с черной головой. На его шерсть
не всякая краска ложилась, нам пришлось изрядно по-
потеть, чтобы найти подходящий краситель, который
бы не навредил его шерсти. Молодые режиссеры сегод-
ня, к сожалению, до конца не понимают весь процесс
и сами не знают, чего хотят получить на выходе. Они
хотят собаку, как Джерри Ли из фильма «K-9: Собачья
работа» с Джеймсом Белуши, но они забывают, что
в съемках этой картины принимали участие четыре
овчарки, и их постоянно меняли, мы же такого себе
позволить не можем. Также не маловажным остается
то, что во многих сценах Джерри Ли снимают без взаи-
модействия с актером, что серьезно упрощает задачу.
Сейчас животных в фильмах почти нет. Продюсеры
не хотят связываться с трудностями и поэтому просто
не снимают их или вырезают сцены. В 60-е годы все
было иначе, были сняты такие интереснейшие карти-
ны, как «Белый Бим Черное ухо», «Полосатый рейс»,
«Укротительница тигров» и многие другие. В прокат
выходят сплошные боевики и смазливые романтиче-
ские киноленты.
■
➥
КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА ➥ КАБИНЕТ ЮРИСТА
117
| M
elon R
ich | 26 | 2018