Ее роль заключалась 

в том, чтобы подойти 

к мальчику, покле-

вать хлеб и улететь. 

Мы начали готовить-

ся, взяли речных чаек, 

но нам сказали, что нуж-

ны именно белые морские. 

Мы отправились в Кара-

дарский заповедник, где нам 

поймали нужных птиц. На мое 

счастье там в это время проходила 

выставка орнитологов. Я обратился 

к ним и получил совет сделать шлейку, 

как для собак, чтоб чайка ходила в ней и не улетела. 

В работе с дикими чайками есть одна сложность – од-

ним ударом клюва она может рассечь руку до кости. 

Мы подготовили птиц, специально не кормили их пе-

ред съемками, чтоб все прошло, как задумано. И чайка 

в шлейке прошла по тросу к мальчику и стала клевать 

хлеб у него из рук, в которых были спрятаны морские 

рыбешки. Был еще один интересный случай. Как-то 

мне позвонил Никита Михалков и сказал, что нужен 

воробей для сцены присяги юнкеров в картине «Си-

бирский цирюльник». До этого никто не дрессировал 

воробьев, но мой девиз «если не мы, то кто?» Я думал, 

они не выживают в неволе, но оказалось, что в кино нет 

ничего невозможного. На мое счастье в Кремлевской 

соколиной службе служил солдат-орнитолог, мой друг 

Сергей. По моей наводке он наловил пятерых воробьев, 

из них мы отобрали самого спокойного и назвали его 

Марчелло. Воробей отлично справился с поставленной 

задачей.

MR: 

Часто ли для съемок берут дрессированных 

животных?

В.З.: 

Да, не так давно мы участвовали в съем-

ках сериала «Любимцы». Привели им своих собак, 

но, в конце концов, съемочная группа начала при-

водить своих собачек и сделали из этого черти что. 

Животные ушли на задний план, и стало абсолютно 

не понятно, для какой аудитории этот сериал. Обычно 

на сложные сцены и различные трюки приглашают 

нас, а для простых эпизодов друзей и знакомых.

MR:

 В каких фильмах участвовали Ваши подо-

печные?

В.З.:

 В таких картинах, как: «Возвращение Мух-

тара», «Сибирский цирюльник», «Мама-Детектив», 

«Золушка», «Граница. Таежный роман», «Участок» 

и еще в не одном десятке российских кинолент.

MR:

 А нужны ли четвероногим актерам дубле-

ры? Сколько овчарок, например, было задействовано 

в сериале «Возвращение Мухтара»?

В.З.:

 Все зависит 

от задачи поставлен-

ной режиссером. Так, 

в фильме «Коктебель» 

у нас было две чай-

ки. Одна для крупного 

плана, вторая для фи-

нальной сцены, где она 

улетает. В сериале «Воз-

ращение Мухтара» было не-

сколько сезонов. Первый сни-

мался в России, и в главной роли 

была восточно-европейская овчарка, 

во втором и третьем сезонах снималась не-

мецкая овчарка. В последующих сезонах опять ме-

нялось и место съемок, и собаки. Мы работали в самом 

начале, когда съемки проходили в Москве для канала 

«Россия 1» по заказу МВД. Главную роль исполняли 

восточно-европейские овчарки, сводные братья Варгун 

и Дункан, которые по очереди заменяли друг друга.

MR: 

Почему сегодня так мало снимают хороших 

фильмов с участием животных?

В.З.:

 Молодые режиссеры не знают, как ставить 

сцены с животными, операторы не умеют их снимать. 

Взять тех же собак, ведь черных снимать намного 

сложнее, чем белых или пятнистых. Продюсеры не по-

нимают, что за это нужно платить. Гримеры не отдают 

себе отчет в том, что животных нельзя красить краской 

или гримом, ведь они не отмоются. В фильме «Празд-

ник непослушания» белую кошку покрасили в розо-

вый цвет, и бедное животное так ходило полгода, пока 

не перелиняло. Однажды для фильма «Яды» мне при-

шлось красить быка. Требовался черный бык, а у нас 

был только белый с черной головой. На его шерсть 

не всякая краска ложилась, нам пришлось изрядно по-

потеть, чтобы найти подходящий краситель, который 

бы не навредил его шерсти. Молодые режиссеры сегод-

ня, к сожалению, до конца не понимают весь процесс 

и сами не знают, чего хотят получить на выходе. Они 

хотят собаку, как Джерри Ли из фильма «K-9: Собачья 

работа» с Джеймсом Белуши, но они забывают, что 

в съемках этой картины принимали участие четыре 

овчарки, и их постоянно меняли, мы же такого себе 

позволить не можем. Также не маловажным остается 

то, что во многих сценах Джерри Ли снимают без взаи-

модействия с актером, что серьезно упрощает задачу. 

Сейчас животных в фильмах почти нет. Продюсеры 

не хотят связываться с трудностями и поэтому просто 

не снимают их или вырезают сцены. В 60-е годы все 

было иначе, были сняты такие интереснейшие карти-

ны, как «Белый Бим Черное ухо», «Полосатый рейс», 

«Укротительница тигров» и многие другие. В прокат 

выходят сплошные боевики и смазливые романтиче-

ские киноленты. 

 ➥ 

КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА                                             ➥ КАБИНЕТ ЮРИСТА

117

| M

elon R

ich | 26 | 2018