Я уверен, что в «Дюнкерке» важнее всего эффект «здесь и 

сейчас». То есть фильм происходит в настоящем времени. 

Тем более это время показано в трех разных измерениях: 

неделя, день и час. Если ты рассказываешь историю «здесь 

и сейчас», то все, что было в прошлом, только разрушает 

ощущение этого эффекта. Поэтому, когда я читал у кри-

тиков, что «маловато мы знаем о героях, чтобы им сопе-

реживать», мне показалось это смешным. Весь замысел 

фильма и заключается в том, чтобы мы не знали о них 

ничего, кстати говоря, как и они сами. Ведь до столкно-

вения лицом к лицу они не были знакомы! Когда капитан 

судна вытаскивает солдата, он не может добиться даже его 

имени. Когда один солдат спасает другого в воде, они не 

знают друг про друга совершенно ничего. Единственное, 

что им известно, что это свой, а не враг. Да и в этом, как 

вы помните, они однажды начинают сомневаться.

Любой военный фильм является по сути антивоенным, 

без каких-либо противоречий. Понятно, что «Дюнкерк» 

относится к военному жанру и рассказывает о событиях, 

происходящих во время второй мировой войны, как, на-

пример, в картине «20 дней без войны». В этом смысле 

«Дюнкерк», конечно, военный. Но призывает он людей к 

пацифизму, не только по своему основному пафосу через 

спасение людей, но и по форме, так как наслаждение сце-

нами насилия и убийств в этом фильме отсутствует вовсе. 

Я считаю, что Кристофер Нолан молодец, в первую оче-

редь потому, что показать войну, не используя главные 

механизмы войны – это настоящее мастерство. Фильм снят 

без доли насилия, смерти и крови. Чтобы без всего этого 

показать страх, нужен драматургический профессиона-

лизм, которым Нолан владеет безукоризненно, доказывая 

это с каждым новым фильмом. А то, что режиссер не пока-

зывает нам врагов и их лица – это уроки советского гума-

нистического кино. Ленты «Летят журавли», «Проверка на 

дорогах», «20 дней без войны», «Баллада о солдате» – где 

в них немцы? Их нет! Врагов не показывали, потому что 

фильм о войне – это фильм о человеке в экстремальных 

обстоятельствах, это кино о войне как о беде, а не о врагах 

и злых людях, которых надо поубивать. 

«Дюнкерк» определенно встает в ряд с другими фильмами 

Нолана. Уверен, что и коммерчески он будет очень успе-

шен. Кроме того он встанет рядом с другими культовыми 

американскими и английскими лентами. Его уже сравнива-

ют с такими известными картинами, как «Тонкая красная 

линия», «Спасти рядового Райана», «Флаги наших отцов», 

«По соображениям совести» и так далее.

Многие считают, что взять на одну из центральных ролей 

певца Гарри Стайлза – очень странный ход. А почему 

бы и нет? Он замечательно сыграл. Лично я никогда не 

слышал группу «One Direction», но смотря на него как на 

молодого актера, могу сказать, что он хорош. А фанаты, 

мне кажется, должны быть довольны, их мир стал не та-

ким односторонним! На мой взгляд, это не должно и не 

может отвлечь от атмосферы фильма. Есть такие «огром-

ные» звезды, как Дэвид Боуи, который, где бы ни сыграл, 

все равно оставался Дэвидом Боуи. Хотя у Кристофера 

Нолана в фильме «Престиж» он был неузнаваемым пер-

сонажем, а не самим собой.

Большое спасибо Антону Долину за его ответы на вопросы 

о фильме «Дюнкерк». Кто-то после его слов увидит в филь-

ме то, чего не заметил сразу, попробовав пересмотреть 

его с другого «ракурса», кто-то захочет познакомиться с 

фильмографией Кристофера Нолана поближе (и ничуть не 

пожалеет), а кто-то пойдет посмотреть другие известные 

фильмы о Второй Мировой Войне, дабы сравнить их с 

данной картиной. В заключение хочу добавить от себя, 

что это не первая лента о Дюнкерской операции, которую 

я видел. Но именно данная работа впечатлила меня так, 

как никакая другая. Я уверен, что Кристофер Нолан не 

остановится на достигнутом, а будет пробовать себя в 

новых жанрах и, безусловно, прекрасно с этим справится. 

| Melon Ric

h | 25 | 2017

23