Я уверен, что в «Дюнкерке» важнее всего эффект «здесь и
сейчас». То есть фильм происходит в настоящем времени.
Тем более это время показано в трех разных измерениях:
неделя, день и час. Если ты рассказываешь историю «здесь
и сейчас», то все, что было в прошлом, только разрушает
ощущение этого эффекта. Поэтому, когда я читал у кри-
тиков, что «маловато мы знаем о героях, чтобы им сопе-
реживать», мне показалось это смешным. Весь замысел
фильма и заключается в том, чтобы мы не знали о них
ничего, кстати говоря, как и они сами. Ведь до столкно-
вения лицом к лицу они не были знакомы! Когда капитан
судна вытаскивает солдата, он не может добиться даже его
имени. Когда один солдат спасает другого в воде, они не
знают друг про друга совершенно ничего. Единственное,
что им известно, что это свой, а не враг. Да и в этом, как
вы помните, они однажды начинают сомневаться.
Любой военный фильм является по сути антивоенным,
без каких-либо противоречий. Понятно, что «Дюнкерк»
относится к военному жанру и рассказывает о событиях,
происходящих во время второй мировой войны, как, на-
пример, в картине «20 дней без войны». В этом смысле
«Дюнкерк», конечно, военный. Но призывает он людей к
пацифизму, не только по своему основному пафосу через
спасение людей, но и по форме, так как наслаждение сце-
нами насилия и убийств в этом фильме отсутствует вовсе.
Я считаю, что Кристофер Нолан молодец, в первую оче-
редь потому, что показать войну, не используя главные
механизмы войны – это настоящее мастерство. Фильм снят
без доли насилия, смерти и крови. Чтобы без всего этого
показать страх, нужен драматургический профессиона-
лизм, которым Нолан владеет безукоризненно, доказывая
это с каждым новым фильмом. А то, что режиссер не пока-
зывает нам врагов и их лица – это уроки советского гума-
нистического кино. Ленты «Летят журавли», «Проверка на
дорогах», «20 дней без войны», «Баллада о солдате» – где
в них немцы? Их нет! Врагов не показывали, потому что
фильм о войне – это фильм о человеке в экстремальных
обстоятельствах, это кино о войне как о беде, а не о врагах
и злых людях, которых надо поубивать.
«Дюнкерк» определенно встает в ряд с другими фильмами
Нолана. Уверен, что и коммерчески он будет очень успе-
шен. Кроме того он встанет рядом с другими культовыми
американскими и английскими лентами. Его уже сравнива-
ют с такими известными картинами, как «Тонкая красная
линия», «Спасти рядового Райана», «Флаги наших отцов»,
«По соображениям совести» и так далее.
Многие считают, что взять на одну из центральных ролей
певца Гарри Стайлза – очень странный ход. А почему
бы и нет? Он замечательно сыграл. Лично я никогда не
слышал группу «One Direction», но смотря на него как на
молодого актера, могу сказать, что он хорош. А фанаты,
мне кажется, должны быть довольны, их мир стал не та-
ким односторонним! На мой взгляд, это не должно и не
может отвлечь от атмосферы фильма. Есть такие «огром-
ные» звезды, как Дэвид Боуи, который, где бы ни сыграл,
все равно оставался Дэвидом Боуи. Хотя у Кристофера
Нолана в фильме «Престиж» он был неузнаваемым пер-
сонажем, а не самим собой.
Большое спасибо Антону Долину за его ответы на вопросы
о фильме «Дюнкерк». Кто-то после его слов увидит в филь-
ме то, чего не заметил сразу, попробовав пересмотреть
его с другого «ракурса», кто-то захочет познакомиться с
фильмографией Кристофера Нолана поближе (и ничуть не
пожалеет), а кто-то пойдет посмотреть другие известные
фильмы о Второй Мировой Войне, дабы сравнить их с
данной картиной. В заключение хочу добавить от себя,
что это не первая лента о Дюнкерской операции, которую
я видел. Но именно данная работа впечатлила меня так,
как никакая другая. Я уверен, что Кристофер Нолан не
остановится на достигнутом, а будет пробовать себя в
новых жанрах и, безусловно, прекрасно с этим справится.
| Melon Ric
h | 25 | 2017
23