на творческие встречи. Когда весь зал поет песни из «Гар-

демаринов», все хлопают и встают – это значит, мы нашли 

четкий канал к сердцам определенной группы людей. Дай 

бог, если у режиссера есть одна картина, которая войдет в 

сердца зрителей и проживет долго. Это счастье, это значит, 

что вы поймали удачу за хвост. 

MR: Вы снимаете в основном исторические карти-

ны, с чем это связано?

С.д. Мне очень нравится заниматься историей, изучать 

материал. А вообще, все одно и то же, что здесь, что там, что 

вчера, что завтра. Время – оно же не меняется. Оно просто 

напичкано разными событиями, которые совершают люди, 

а люди всегда одинаковые. Я никогда не хотела быть ак-

трисой. Если бы я окончила балетную школу, не ушла бы в 

кино, я была бы балетмейстером. Мне нравится сочинять, 

продумывать образы моих фантазий.

MR: Вы являетесь организаторов двух кинофести-

валей: «Вече» и «За Любовь и Отечество». Они оба 

несут в себе патриотический посыл, а Вы сами мо-

жете назвать себя патриотом?

С.д.: Слово «патриот» стало для одной группы людей ру-

гательным, для других – чтобы можно было гордиться. Я не 

знаю, к какой группе отнести себя, но я не могу, например, 

больше месяца находиться за рубежом, я никогда бы не смогла 

эмигрировать и не потому, что я не люблю быть за грани-

цей. Мне это нравится, мне это интересно. Я месяц провела 

в Мексике, в потрясающей атмосфере. Анатолий Михайлович 

Мукасей снимал там картину, и у него были все привилегии, 

чтобы жить там дольше, хотя это был очень сложный период, 

когда нельзя было выезжать, а мы туда ездили. Конечно, я 

болею за то, что у нас происходит, я вижу недостатки, я знаю, 

что они существуют, но я не радуюсь, не злорадствую, я не 

выпячиваю свои раны напоказ. Когда-то я работала и тесно 

общалась с Василием Шукшиным. Он снимал «Калину крас-

ную», а я делала свою первую дебютную работу по Вениамину 

Каверину «Исполнение желаний». Мы по ночам в монтажной 

очень многое обсуждали, у него были свои сложности, у меня 

были подобного же рода свои. У него была скользкая тема 

для нашей цензуры, ибо все говорили, что организованной 

преступности нет, а у него как раз в картине было место, был 

лидер, была программа и была система – это уже организо-

ванная преступность. У меня тоже была сложная тема, потому 

что это был период, когда интеллигенция покидала Россию, 

увозя с собой артефакты, которые могли бы послужить нашему 

обществу. Вот мы сидели и рассуждали на эту тему. Шукшин 

очень хорошо сказал: «Ну, мы же санитары леса. Мы с тобой, 

как дятлы. Мы стучим, чтобы лес слышал, мы по-другому 

сделать не можем, просто предупреждаем, что в этом дереве 

есть бяки. Мы одни не можем эти бяки высечь, давайте делать 

это вместе, пусть лесничие бегут, пусть лекари бегут, а мы с 

тобой стучим, но мы не стукачи, а дятлы» (смеется). 

MR: На одной из дискуссий в рамках фестиваля Вы го-

ворили о возможности создания сериала по «Тайнам 

дворцовых переворотов» для школьников. Насколько 

это реально?

С.д.: Именно с этой мыслью изначально были задуманы и 

отсняты эти десять фильмов. Сейчас это не сериал, а кино-

альманах, десять полнометражных художественных фильмов. 

Внутри они содержат точки разреза для того, чтобы их сде-

лать, например, 20. Более того, у меня еще лежит в стороне 

материал, который при работе можно вмонтировать, потому 

что он просто разрушал прокатный режим, а мы работали на 

кинорынок. Но сейчас все лежит на пленке, поэтому сложно 

предлагать телевидению, так как оно ждет цифру. Директор 

Госфильмофонда Николай Бородачев сделал подарок Ста-

ниславу Говорухину, перевел ему в цифре 10 фильмов. Я в 

свою очередь попросила то же самое сделать с «Тайнами 

дворцовых переворотов». Я хочу предложить Зиньковичу 

возможность из этих 10 фильмов сделать 20. Можно туда 

внести профессиональный исторический комментарий, и 

тогда это будет отличным учебным пособием для школьни-

ков, которые смогут на базе переворотов, начиная с великого 

Петра, с Анны Леопольдовны, понять, что практически все 

перевороты совершаются одинаково. Если бы наши государи 

могли изучать время, ведь история не учит, а проучивает, 

то, может быть, у нас и не было бы большого количества 

провалов. Так что, буду обращаться за помощью.

MR: Многие ждут выхода на экраны продолжения 

саги о гардемаринах, когда поклонники, наконец, уви-

дят премьеру?

С.д.: Подготовка у нас прошла очень давно, еще в прошлом 

году. Мы абсолютно готовы к работе. Есть первые эпизо-

ды, есть актеры, которые подписали договор о намерениях, 

костюмы сшиты и давно висят в нашей мастерской, Виктор 

Лебедев написал еще несколько музыкальных тем. Мы на-

шли прекрасную натуру в Крыму. Мы все готовы снимать 

хоть завтра. Мне жаль, что в прошлом году мы не смогли 

запуститься, потому что в этом году мы бы уже собирали кар-

тину, доснимали ее, и она была бы уже в зрительных залах. 

К сожалению, на год нас оттянули, и я не очень понимаю, 

почему. Объяснения про нехватку финансирования для меня 

не аргумент. Действие фильма будет происходить в период 

Второй Крымской войны. И это отнюдь не связано с полити-

ческими событиями сегодняшнего дня. Уже в 2013 году я от-

правляла письмо на имя Путина, где его рукой написано его 

советнику по культуре Толстому «прошу проработать». Для 

того чтобы написать такое письмо, взять ответственность, 

мне надо было очень долго работать и собирать материал. 

У меня же был готов сценарий.

| Melon Ric

h | 25 | 2017

21