на творческие встречи. Когда весь зал поет песни из «Гар-
демаринов», все хлопают и встают – это значит, мы нашли
четкий канал к сердцам определенной группы людей. Дай
бог, если у режиссера есть одна картина, которая войдет в
сердца зрителей и проживет долго. Это счастье, это значит,
что вы поймали удачу за хвост.
MR: Вы снимаете в основном исторические карти-
ны, с чем это связано?
С.д. Мне очень нравится заниматься историей, изучать
материал. А вообще, все одно и то же, что здесь, что там, что
вчера, что завтра. Время – оно же не меняется. Оно просто
напичкано разными событиями, которые совершают люди,
а люди всегда одинаковые. Я никогда не хотела быть ак-
трисой. Если бы я окончила балетную школу, не ушла бы в
кино, я была бы балетмейстером. Мне нравится сочинять,
продумывать образы моих фантазий.
MR: Вы являетесь организаторов двух кинофести-
валей: «Вече» и «За Любовь и Отечество». Они оба
несут в себе патриотический посыл, а Вы сами мо-
жете назвать себя патриотом?
С.д.: Слово «патриот» стало для одной группы людей ру-
гательным, для других – чтобы можно было гордиться. Я не
знаю, к какой группе отнести себя, но я не могу, например,
больше месяца находиться за рубежом, я никогда бы не смогла
эмигрировать и не потому, что я не люблю быть за грани-
цей. Мне это нравится, мне это интересно. Я месяц провела
в Мексике, в потрясающей атмосфере. Анатолий Михайлович
Мукасей снимал там картину, и у него были все привилегии,
чтобы жить там дольше, хотя это был очень сложный период,
когда нельзя было выезжать, а мы туда ездили. Конечно, я
болею за то, что у нас происходит, я вижу недостатки, я знаю,
что они существуют, но я не радуюсь, не злорадствую, я не
выпячиваю свои раны напоказ. Когда-то я работала и тесно
общалась с Василием Шукшиным. Он снимал «Калину крас-
ную», а я делала свою первую дебютную работу по Вениамину
Каверину «Исполнение желаний». Мы по ночам в монтажной
очень многое обсуждали, у него были свои сложности, у меня
были подобного же рода свои. У него была скользкая тема
для нашей цензуры, ибо все говорили, что организованной
преступности нет, а у него как раз в картине было место, был
лидер, была программа и была система – это уже организо-
ванная преступность. У меня тоже была сложная тема, потому
что это был период, когда интеллигенция покидала Россию,
увозя с собой артефакты, которые могли бы послужить нашему
обществу. Вот мы сидели и рассуждали на эту тему. Шукшин
очень хорошо сказал: «Ну, мы же санитары леса. Мы с тобой,
как дятлы. Мы стучим, чтобы лес слышал, мы по-другому
сделать не можем, просто предупреждаем, что в этом дереве
есть бяки. Мы одни не можем эти бяки высечь, давайте делать
это вместе, пусть лесничие бегут, пусть лекари бегут, а мы с
тобой стучим, но мы не стукачи, а дятлы» (смеется).
MR: На одной из дискуссий в рамках фестиваля Вы го-
ворили о возможности создания сериала по «Тайнам
дворцовых переворотов» для школьников. Насколько
это реально?
С.д.: Именно с этой мыслью изначально были задуманы и
отсняты эти десять фильмов. Сейчас это не сериал, а кино-
альманах, десять полнометражных художественных фильмов.
Внутри они содержат точки разреза для того, чтобы их сде-
лать, например, 20. Более того, у меня еще лежит в стороне
материал, который при работе можно вмонтировать, потому
что он просто разрушал прокатный режим, а мы работали на
кинорынок. Но сейчас все лежит на пленке, поэтому сложно
предлагать телевидению, так как оно ждет цифру. Директор
Госфильмофонда Николай Бородачев сделал подарок Ста-
ниславу Говорухину, перевел ему в цифре 10 фильмов. Я в
свою очередь попросила то же самое сделать с «Тайнами
дворцовых переворотов». Я хочу предложить Зиньковичу
возможность из этих 10 фильмов сделать 20. Можно туда
внести профессиональный исторический комментарий, и
тогда это будет отличным учебным пособием для школьни-
ков, которые смогут на базе переворотов, начиная с великого
Петра, с Анны Леопольдовны, понять, что практически все
перевороты совершаются одинаково. Если бы наши государи
могли изучать время, ведь история не учит, а проучивает,
то, может быть, у нас и не было бы большого количества
провалов. Так что, буду обращаться за помощью.
MR: Многие ждут выхода на экраны продолжения
саги о гардемаринах, когда поклонники, наконец, уви-
дят премьеру?
С.д.: Подготовка у нас прошла очень давно, еще в прошлом
году. Мы абсолютно готовы к работе. Есть первые эпизо-
ды, есть актеры, которые подписали договор о намерениях,
костюмы сшиты и давно висят в нашей мастерской, Виктор
Лебедев написал еще несколько музыкальных тем. Мы на-
шли прекрасную натуру в Крыму. Мы все готовы снимать
хоть завтра. Мне жаль, что в прошлом году мы не смогли
запуститься, потому что в этом году мы бы уже собирали кар-
тину, доснимали ее, и она была бы уже в зрительных залах.
К сожалению, на год нас оттянули, и я не очень понимаю,
почему. Объяснения про нехватку финансирования для меня
не аргумент. Действие фильма будет происходить в период
Второй Крымской войны. И это отнюдь не связано с полити-
ческими событиями сегодняшнего дня. Уже в 2013 году я от-
правляла письмо на имя Путина, где его рукой написано его
советнику по культуре Толстому «прошу проработать». Для
того чтобы написать такое письмо, взять ответственность,
мне надо было очень долго работать и собирать материал.
У меня же был готов сценарий.
| Melon Ric
h | 25 | 2017
21