требовать культурных различий, что 

и сделала Евдокия Ростопчина, по-

лучившая славу «российской Жорж 

Санд». В ее романе «Счастливая жен-

щина» интересным образом перепле-

таются романтическая и психологи-

ческая проза, и своеобразное решение 

находит вопрос о свободе женщин. 

Общественная гостиная и бальный 

зал для Ростопчиной не только тер-

ритория обмана и притворства, но и 

ее собственное положительное про-

странство, характеризующееся по-

зитивными эпитетами: веселый, кра-

сочный, роскошный, праздничный, 

радостный и опьяняющий. Это место, 

где женщинам разрешено говорить, и 

они могут говорить на любые темы. В 

своих стихах она призывает женщин 

не показывать открыто свои чувства, 

а скрывать их за завесой сдержанно-

сти и «порядочности». Но здесь же 

она позволяет себе рассказывать 

о телесном удовольствии женщин, 

сохраняя эротические коннотации, 

связанные с мотивом танца в куль-

туре того времени, но уменьшая тему 

преступления и наказания. 

Главным противником Евдокии Ро-

стопчиной в глазах, как современ-

ников, так и потомков, несомненно, 

является Каролина Павлова, которая 

считает, что позиция Ростопчиной – 

это предательство художественного 

дара. Она обвиняет Евдокию в том, 

что она превратила «священный дар» 

в «шумную погремушку» и предпочла 

«будничную банальность», «повсед-

невную тупость» и «шумное высшее 

общество» ради комплиментов, удо-

вольствия и наслаждения. 

Павлова выбирает путь сопротивле-

ния феминизации и, как она посто-

янно подчеркивала, безнадежную 

борьбу за право женщины писать «не-

сравненно», писать так, как ей хочет-

ся, о чем угодно, не оглядываясь на 

мужскую цензуру. Приобретение го-

лоса достигается путем преодоления 

мучений немоты. Темы безмолвия и 

невыразимости являются ключевыми 

для Павловой и, очевидно, связаны 

не только с романтической традици-

ей, но и с борьбой за право женщин 

говорить. 

Надежда Дмитриевна Хвощинская – 

одна из самых важных писательниц 

XIX века – была известна своими 

многочисленными псевдонимами и 

писала прозу в основном под именем 

В. Крестовского. Ее главными героя-

ми являются женщины – беззащитные 

дочери, пожилые девы, падшие жен-

щины – жертвы социальной системы 

и ее иерархии, которые предлагают 

только ограниченные возможности 

для женщин, пытающихся избежать 

организованных браков и поиска аль-

тернативных решений. Как и многие 

другие женщины-литераторы своего 

времени, она опирается на провинци-

альную среду, которая придает жен-

ской литературе особый тон. Надежда 

Хвощинская дает голос женщинам 

провинций и занимает уникальную 

позицию в развитии реалистической 

литературы путем своей интерпре-

тации рассказов об обездоленных и 

угнетенных. Критика социальной 

несправедливости является одним из 

наиболее распространенных мотивов 

в произведениях женщин. 

Авторы, чьи произведения считаются 

классикой отечественной литерату-

ры, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, 

Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. 

Достоевский, в своих произведениях 

создали запоминающиеся женские 

образы, однако никто до сих пор не 

обращал внимания, какими своих 

героинь изображали писательницы. 

Но ведь никто лучше самой женщи-

ны не расскажет о женских чувствах, 

мечтаниях и стремлениях. Женские 

героини – это не просто готовые 

представления об утопических кон-

цепциях, а разнообразные, сложные, 

индивидуальные персонажи. Однако 

в царской России официальное отно-

шение к женскому творчеству носило 

сугубо негативный характер, здесь в 

принципе недоброжелательно относи-

лись к любым проявлениям социаль-

ной активности «слабого пола». Идеи 

женского равноправия в профессио-

нальной и общественной деятельности 

открыто противоречили общегосудар-

ственному принципу и не нравились 

некоторым критикам, писателям и 

публицистам. Не последнюю роль в 

этом отношении сыграл и Виссарион 

Белинский. Все это вкупе повлияло на 

исключение русских писательниц XIX 

века из литературного канона. 

Сегодня, при всем многообразии 

пособий для школьников, женская 

литература в основной своей части 

остается где-то за бортом и практи-

чески не изучается. Хорошо извест-

ны имена Марины Цветаевой и Анны 

Ахматовой (с неизменной пометкой, 

что она Поэт, а не поэтесса), более 

или менее знакомо имя Юлии Друни-

ной (с той же пометкой), в программе 

присутствует пара юмористических 

рассказов Надежды Тэффи. Сейчас 

в старшей школе читают что-то из 

Людмилы Петрушевской (возможно, 

ее тоже характеризуют как женщину, 

пишущую мужским стилем). Вроде и 

все. Однако женское творчество зна-

чительно более широко, причем не 

только в современной литературе, но 

и в XIX веке. Феминистская литера-

турная критика преуспела в своей 

задаче рассказать и, соответственно, 

создать традицию русской женской 

литературы XIX века, которая будет 

передана последующим поколениям.

Евдокия Ростопчина

Надежда Хвощинская

| Melon Ric

h | 25 | 2017

115