требовать культурных различий, что
и сделала Евдокия Ростопчина, по-
лучившая славу «российской Жорж
Санд». В ее романе «Счастливая жен-
щина» интересным образом перепле-
таются романтическая и психологи-
ческая проза, и своеобразное решение
находит вопрос о свободе женщин.
Общественная гостиная и бальный
зал для Ростопчиной не только тер-
ритория обмана и притворства, но и
ее собственное положительное про-
странство, характеризующееся по-
зитивными эпитетами: веселый, кра-
сочный, роскошный, праздничный,
радостный и опьяняющий. Это место,
где женщинам разрешено говорить, и
они могут говорить на любые темы. В
своих стихах она призывает женщин
не показывать открыто свои чувства,
а скрывать их за завесой сдержанно-
сти и «порядочности». Но здесь же
она позволяет себе рассказывать
о телесном удовольствии женщин,
сохраняя эротические коннотации,
связанные с мотивом танца в куль-
туре того времени, но уменьшая тему
преступления и наказания.
Главным противником Евдокии Ро-
стопчиной в глазах, как современ-
ников, так и потомков, несомненно,
является Каролина Павлова, которая
считает, что позиция Ростопчиной –
это предательство художественного
дара. Она обвиняет Евдокию в том,
что она превратила «священный дар»
в «шумную погремушку» и предпочла
«будничную банальность», «повсед-
невную тупость» и «шумное высшее
общество» ради комплиментов, удо-
вольствия и наслаждения.
Павлова выбирает путь сопротивле-
ния феминизации и, как она посто-
янно подчеркивала, безнадежную
борьбу за право женщины писать «не-
сравненно», писать так, как ей хочет-
ся, о чем угодно, не оглядываясь на
мужскую цензуру. Приобретение го-
лоса достигается путем преодоления
мучений немоты. Темы безмолвия и
невыразимости являются ключевыми
для Павловой и, очевидно, связаны
не только с романтической традици-
ей, но и с борьбой за право женщин
говорить.
Надежда Дмитриевна Хвощинская –
одна из самых важных писательниц
XIX века – была известна своими
многочисленными псевдонимами и
писала прозу в основном под именем
В. Крестовского. Ее главными героя-
ми являются женщины – беззащитные
дочери, пожилые девы, падшие жен-
щины – жертвы социальной системы
и ее иерархии, которые предлагают
только ограниченные возможности
для женщин, пытающихся избежать
организованных браков и поиска аль-
тернативных решений. Как и многие
другие женщины-литераторы своего
времени, она опирается на провинци-
альную среду, которая придает жен-
ской литературе особый тон. Надежда
Хвощинская дает голос женщинам
провинций и занимает уникальную
позицию в развитии реалистической
литературы путем своей интерпре-
тации рассказов об обездоленных и
угнетенных. Критика социальной
несправедливости является одним из
наиболее распространенных мотивов
в произведениях женщин.
Авторы, чьи произведения считаются
классикой отечественной литерату-
ры, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,
Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М.
Достоевский, в своих произведениях
создали запоминающиеся женские
образы, однако никто до сих пор не
обращал внимания, какими своих
героинь изображали писательницы.
Но ведь никто лучше самой женщи-
ны не расскажет о женских чувствах,
мечтаниях и стремлениях. Женские
героини – это не просто готовые
представления об утопических кон-
цепциях, а разнообразные, сложные,
индивидуальные персонажи. Однако
в царской России официальное отно-
шение к женскому творчеству носило
сугубо негативный характер, здесь в
принципе недоброжелательно относи-
лись к любым проявлениям социаль-
ной активности «слабого пола». Идеи
женского равноправия в профессио-
нальной и общественной деятельности
открыто противоречили общегосудар-
ственному принципу и не нравились
некоторым критикам, писателям и
публицистам. Не последнюю роль в
этом отношении сыграл и Виссарион
Белинский. Все это вкупе повлияло на
исключение русских писательниц XIX
века из литературного канона.
Сегодня, при всем многообразии
пособий для школьников, женская
литература в основной своей части
остается где-то за бортом и практи-
чески не изучается. Хорошо извест-
ны имена Марины Цветаевой и Анны
Ахматовой (с неизменной пометкой,
что она Поэт, а не поэтесса), более
или менее знакомо имя Юлии Друни-
ной (с той же пометкой), в программе
присутствует пара юмористических
рассказов Надежды Тэффи. Сейчас
в старшей школе читают что-то из
Людмилы Петрушевской (возможно,
ее тоже характеризуют как женщину,
пишущую мужским стилем). Вроде и
все. Однако женское творчество зна-
чительно более широко, причем не
только в современной литературе, но
и в XIX веке. Феминистская литера-
турная критика преуспела в своей
задаче рассказать и, соответственно,
создать традицию русской женской
литературы XIX века, которая будет
передана последующим поколениям.
Евдокия Ростопчина
Надежда Хвощинская
| Melon Ric
h | 25 | 2017
115