#PUBLIC_MIX |ИСТОРИЯ

Начало XXI века в русской литера-

туре ознаменовалось выходом книги 

«Время женщин» Елены Чижовой, по-

лучившей немало наград. Появление 

нового поколения талантливых жен-

щин-писательниц сильно повлияло 

на современную литературу в России. 

Лет 10 назад в нашей стране появил-

ся феномен 4-х писательниц – Татья-

ны Толстой, Людмилы Улицкой, 

Людмилы Петрушевской и Нины 

Садур, которые фактически восста-

ли против доминирования мужчин в 

постсоветской литературе.

Однако не стоит забывать, что твор-

чество женщин-литераторов России 

XIX века также представляет собой 

неотъемлемую часть русской куль-

туры. По непонятным причинам и 

вполне незаслуженно не только их 

произведения, но и имена оказались 

забыты в XX веке, хотя современники 

восхищались ими. 

В начале XIX века литературный 

салон становится «естественным», 

реальным и символическим местом, 

где получила возможность легити-

мизация женщины как творческой 

единицы. 

Первой женщиной, которую можно 

назвать профессиональным поэтом с 

общественной репутацией стала Анна 

Бунина. Бунина не поддерживала 

феминизацию, но в своих стихах пы-

талась использовать темы, которые 

считались глубоко мужскими (война, 

политика, философия), и не ограни-

чивалась рекомендованным репер-

туаром любви и чувственности. Это 

было с ее стороны тактическим реше-

нием, в дилемме быть женщиной или 

поэтом Бунина выбирает последнее. 

Высокую оценку Василия Жуков-

ского получил талант Александры 

Зражевской, которую можно на-

звать первым критиком про-феми-

нистского убеждения. В своих эссе 

писательница затрагивает вопросы 

женской эмансипации, она отмеча-

ет, что неспособность женщин кон-

курировать в области наук и искусств 

связана с отсутствием образования, 

а также с ограниченным и ложным 

представлением о характере и роли 

женщин в обществе. В другой статье 

она предлагает женщинам-писателям 

«перестать действовать отдельно» и 

«собраться всем вместе», чтобы вы-

пускать свой собственный журнал. 

В знаменитых «Записках кавалерий-

ской девы» мы встречаемся с удиви-

тельным парадоксом: Надежда Дуро-

ва, которая в жизни приняла мужское 

имя, носила мужскую одежду и вела 

мужской образ жизни, пишет все свои 

тексты от имени женщины-рассказчи-

цы, а так называемая «женская тема» 

занимает главное место. В своих «За-

писках» Дурова открыто и бесстрашно 

поднимает вопросы о месте и положе-

нии женщин в традиционном патриар-

хальном обществе. В рамках женского 

мира героиня видит только две аль-

тернативы: подчиниться судьбе веч-

ного раба и заключенного или стать 

чудовищем в глазах общества. Но она 

находит третий путь: чтобы оставать-

ся самой собой, она перестает быть 

женщиной и становится солдатом. 

Как и сама Дурова, ставшая в России 

первой женщиной-офицером и под ви-

дом мужчины поступившая на службу 

в Литовский полк. После отставки Ду-

рова сменила седло и саблю на перо и 

чернильницу. Рассказывая необычную 

историю своей жизни, она создает ле-

генду о женщине, которая нашла сво-

боду и возможность самореализации, 

несмотря на все стереотипы. 

Бурные годы великих реформ – соци-

альных, культурных и политических 

преобразований, оспаривающих от-

сталость российского общества – спо-

собствовали участию женщин в выс-

шем образовании, индивидуальном 

освобождении и равных культурных 

возможностях. Однако в это «эгали-

тарное» время женщине необходи-

мо было огромное мужество, чтобы 

ТЕКСТ:Лилия Воронова

Если обратиться к европейской литературе XIX века, то 

во Франции была Жорж Санд (Аврора Дюпен), в Англии 

огромной популярностью пользовались романы Джейн 

Остин, сестер Бронте и Мэри Шелли, но сможем ли мы 

вспомнить хоть одно имя российской писательницы того 

времени? Кто они были, как сложилась их судьба и почему 

их имена ныне забыты, мы и попробуем разобраться.

Поэзия – 

опасный дар для девы

Надежда Дурова

| Melon Ric

h | 25 | 2017

114