#PUBLIC_MIX |ИСТОРИЯ
Начало XXI века в русской литера-
туре ознаменовалось выходом книги
«Время женщин» Елены Чижовой, по-
лучившей немало наград. Появление
нового поколения талантливых жен-
щин-писательниц сильно повлияло
на современную литературу в России.
Лет 10 назад в нашей стране появил-
ся феномен 4-х писательниц – Татья-
ны Толстой, Людмилы Улицкой,
Людмилы Петрушевской и Нины
Садур, которые фактически восста-
ли против доминирования мужчин в
постсоветской литературе.
Однако не стоит забывать, что твор-
чество женщин-литераторов России
XIX века также представляет собой
неотъемлемую часть русской куль-
туры. По непонятным причинам и
вполне незаслуженно не только их
произведения, но и имена оказались
забыты в XX веке, хотя современники
восхищались ими.
В начале XIX века литературный
салон становится «естественным»,
реальным и символическим местом,
где получила возможность легити-
мизация женщины как творческой
единицы.
Первой женщиной, которую можно
назвать профессиональным поэтом с
общественной репутацией стала Анна
Бунина. Бунина не поддерживала
феминизацию, но в своих стихах пы-
талась использовать темы, которые
считались глубоко мужскими (война,
политика, философия), и не ограни-
чивалась рекомендованным репер-
туаром любви и чувственности. Это
было с ее стороны тактическим реше-
нием, в дилемме быть женщиной или
поэтом Бунина выбирает последнее.
Высокую оценку Василия Жуков-
ского получил талант Александры
Зражевской, которую можно на-
звать первым критиком про-феми-
нистского убеждения. В своих эссе
писательница затрагивает вопросы
женской эмансипации, она отмеча-
ет, что неспособность женщин кон-
курировать в области наук и искусств
связана с отсутствием образования,
а также с ограниченным и ложным
представлением о характере и роли
женщин в обществе. В другой статье
она предлагает женщинам-писателям
«перестать действовать отдельно» и
«собраться всем вместе», чтобы вы-
пускать свой собственный журнал.
В знаменитых «Записках кавалерий-
ской девы» мы встречаемся с удиви-
тельным парадоксом: Надежда Дуро-
ва, которая в жизни приняла мужское
имя, носила мужскую одежду и вела
мужской образ жизни, пишет все свои
тексты от имени женщины-рассказчи-
цы, а так называемая «женская тема»
занимает главное место. В своих «За-
писках» Дурова открыто и бесстрашно
поднимает вопросы о месте и положе-
нии женщин в традиционном патриар-
хальном обществе. В рамках женского
мира героиня видит только две аль-
тернативы: подчиниться судьбе веч-
ного раба и заключенного или стать
чудовищем в глазах общества. Но она
находит третий путь: чтобы оставать-
ся самой собой, она перестает быть
женщиной и становится солдатом.
Как и сама Дурова, ставшая в России
первой женщиной-офицером и под ви-
дом мужчины поступившая на службу
в Литовский полк. После отставки Ду-
рова сменила седло и саблю на перо и
чернильницу. Рассказывая необычную
историю своей жизни, она создает ле-
генду о женщине, которая нашла сво-
боду и возможность самореализации,
несмотря на все стереотипы.
Бурные годы великих реформ – соци-
альных, культурных и политических
преобразований, оспаривающих от-
сталость российского общества – спо-
собствовали участию женщин в выс-
шем образовании, индивидуальном
освобождении и равных культурных
возможностях. Однако в это «эгали-
тарное» время женщине необходи-
мо было огромное мужество, чтобы
ТЕКСТ:Лилия Воронова
Если обратиться к европейской литературе XIX века, то
во Франции была Жорж Санд (Аврора Дюпен), в Англии
огромной популярностью пользовались романы Джейн
Остин, сестер Бронте и Мэри Шелли, но сможем ли мы
вспомнить хоть одно имя российской писательницы того
времени? Кто они были, как сложилась их судьба и почему
их имена ныне забыты, мы и попробуем разобраться.
Поэзия –
опасный дар для девы
Надежда Дурова
| Melon Ric
h | 25 | 2017
114