Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. Золотую
серьгу в ухе во времена крепостного права имел право
носить только свободный человек, поэтому серьга в ухе
была символом вольного человека. В левом ухе ее носил
единственный сын у матери-одиночки, в правом – един-
ственный сын у родителей, в обоих ушах – последний
в семье кормилец и продолжатель рода. По казачьей
традиции, превыше всего почитающей семью, атаман
или есаул должен был оберегать такого человека. Даже
в самую лихую годину его не имели право подвергать
смертельной опасности.
Эпоха Возрождения реабилитировала опальные укра-
шения. Официально запрет не был снят, просто о нем
предпочли «забыть». Существует портрет короля Генриха
III, на котором он изображен с серьгой в левом ухе.
У славян обычай носить серьги появился благодаря скан-
динавам-викингам. Во времена язычества на Руси серьгам
придавалось магическое свойство. Одна серебряная серьга
надевалась младенцу мужского пола, считалось, что это
убережет от грыжи. А девочкам надевали сережки в оба
уха от порчи и сглаза. Кроме того, серьги служили своего
рода отличительным признаком. Раньше младенцев оде-
вали в одинаковые длинные рубахи из беленой холстины.
Пол ребенка различался по сережкам. Одна – мальчик, а
если две – значит, девочка. На Руси со времен древних сла-
вян и вплоть до ХП века мужчины носили Одинцы – так
называли одиночные мужские серьги. Существовало даже
определение для мужчины, носящего серьгу, «серьгач».
Но в эпоху боярства от прокалывания ушей отказались.
В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользова-
лись популярностью, не было смысла надевать их под
длинные парики. Тогда только дворовый люд носил так
называемые «холопьи серьги» – знак принадлежности
определенному хозяину, сделаны они были из меди или
дерева. Во времена Елизаветы, когда парики стали короче,
мочки придворных щеголей снова украсились серьгами.
Среди военных серьги вошли в моду во времена правления
Павла I. Причем это были именно женские серьги. Рус-
ские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули,
дарили им свои серьги. «Для милого дружка – сережку
из ушка», – гласит поговорка. Считалось, что серьга, по-
даренная любимой женщиной, и от пули сбережет, и от
нападения злых сил спасет. Вот и носили в то время и во-
ины, и купцы женские серьги. А каждая женщина верила,
что если одна серьга при ней, а другая при любимом, он
непременно вернется к хозяйке сережки.
У разных народов были различные понятия об украшени-
ях и их назначении. В Индии серьги носили как мужчины,
так и женщины. Для индусов серьги не только признак
достатка, это еще и оберег. Считается, что серьга в носу
оберег от дурного глаза и порчи.
В странах Средней Азии существует традиция прокалы-
вать уши совсем маленьким девочкам и, когда младенцу
исполнялось сорок дней, в уши ребенка вдевали маленькие
золотые сережки с верой, что ребенок вырастет здоровым,
и жизнь его будет богатой и счастливой.
В современном мире серьги не теряют своей популярности
и пользуются спросом и в молодежной среде, где являются
порой даже атрибутом различных субкультур, и среди дам
более зрелого возраста.
Годы идут, а серьги по-прежнему популярны и востре-
бованы, правда, теперь это украшение стало преимуще-
ственно женским. Этот аксессуар привлекает внимание
к своей хозяйке и акцентирует ее природную красоту и
изящество. Вместе с тем отголоски «бунтарского характе-
ра» этого украшения дошли и до наших дней. Байкеры и
рок-музыканты носят серьгу в левом ухе, что обозначает
их принадлежность к соответствующему сообществу.
Фото: shutter
stock
| Melon Ric
h | 24 | 2017
65