Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. Золотую 

серьгу в ухе во времена крепостного права имел право 

носить только свободный человек, поэтому серьга в ухе 

была символом вольного человека. В левом ухе ее носил 

единственный сын у матери-одиночки, в правом – един-

ственный сын у родителей, в обоих ушах – последний 

в семье кормилец и продолжатель рода. По казачьей 

традиции, превыше всего почитающей семью, атаман 

или есаул должен был оберегать такого человека. Даже 

в самую лихую годину его не имели право подвергать 

смертельной опасности.

Эпоха Возрождения реабилитировала опальные укра-

шения. Официально запрет не был снят, просто о нем 

предпочли «забыть». Существует портрет короля Генриха 

III, на котором он изображен с серьгой в левом ухе. 

У славян обычай носить серьги появился благодаря скан-

динавам-викингам. Во времена язычества на Руси серьгам 

придавалось магическое свойство. Одна серебряная серьга 

надевалась младенцу мужского пола, считалось, что это 

убережет от грыжи. А девочкам надевали сережки в оба 

уха от порчи и сглаза. Кроме того, серьги служили своего 

рода отличительным признаком. Раньше младенцев оде-

вали в одинаковые длинные рубахи из беленой холстины. 

Пол ребенка различался по сережкам. Одна – мальчик, а 

если две – значит, девочка. На Руси со времен древних сла-

вян и вплоть до ХП века мужчины носили Одинцы – так 

называли одиночные мужские серьги. Существовало даже 

определение для мужчины, носящего серьгу, «серьгач». 

Но в эпоху боярства от прокалывания ушей отказались. 

В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользова-

лись популярностью, не было смысла надевать их под 

длинные парики. Тогда только дворовый люд носил так 

называемые «холопьи серьги» – знак принадлежности 

определенному хозяину, сделаны они были из меди или 

дерева. Во времена Елизаветы, когда парики стали короче, 

мочки придворных щеголей снова украсились серьгами.

Среди военных серьги вошли в моду во времена правления 

Павла I. Причем это были именно женские серьги. Рус-

ские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, 

дарили им свои серьги. «Для милого дружка – сережку 

из ушка», – гласит поговорка. Считалось, что серьга, по-

даренная любимой женщиной, и от пули сбережет, и от 

нападения злых сил спасет. Вот и носили в то время и во-

ины, и купцы женские серьги. А каждая женщина верила, 

что если одна серьга при ней, а другая при любимом, он 

непременно вернется к хозяйке сережки.

У разных народов были различные понятия об украшени-

ях и их назначении. В Индии серьги носили как мужчины, 

так и женщины. Для индусов серьги не только признак 

достатка, это еще и оберег. Считается, что серьга в носу 

оберег от дурного глаза и порчи. 

В странах Средней Азии существует традиция прокалы-

вать уши совсем маленьким девочкам и, когда младенцу 

исполнялось сорок дней, в уши ребенка вдевали маленькие 

золотые сережки с верой, что ребенок вырастет здоровым, 

и жизнь его будет богатой и счастливой. 

В современном мире серьги не теряют своей популярности 

и пользуются спросом и в молодежной среде, где являются 

порой даже атрибутом различных субкультур, и среди дам 

более зрелого возраста. 

Годы идут, а серьги по-прежнему популярны и востре-

бованы, правда, теперь это украшение стало преимуще-

ственно женским. Этот аксессуар привлекает внимание 

к своей хозяйке и акцентирует ее природную красоту и 

изящество. Вместе с тем отголоски «бунтарского характе-

ра» этого украшения дошли и до наших дней. Байкеры и 

рок-музыканты носят серьгу в левом ухе, что обозначает 

их принадлежность к соответствующему сообществу.

Фото: shutter

stock

| Melon Ric

h | 24 | 2017

65