#МОДА_СТИЛЬ|УКРАШЕНИЯ

И

меет право на существование и 

другая версия. Когда родите-

ли выдавали старшую дочь 

замуж, всем остальным се-

страм невесты должны были подарить 

серьги в знак их скорого замужества. А 

почему именно серьги? 

Традиция украшать себя различными 

предметами появилась очень давно. Еще в 

первобытные времена люди протыкали мочки 

ушей длинными тонкими костями, и первые серьги 

тоже были костяными, а точнее именно косточками в их 

первоначальном виде. Первые серьги не всегда надевали 

в качестве украшения, часто они были символом покло-

нения и религиозности.

Заглянув вглубь истории, мы выясним, что серьги появи-

лись как мужское, а не женское украшение. Достоверно 

известно, что в Азии 7000 лет назад уже существовали 

искусные мастера, делавшие серьги для мужчин. У древ-

них египтян и ассирийцев серьга обозначала высокое по-

ложение в обществе. А в период правления Тутанхамона 

мужчины носили серьги до достижения половой зрелости. 

Серьга в ухе древних римлян отличала раба, обычно это 

была медная серьга-кольцо, а центурионы Цезаря носили 

кольца в сосках, как знак храбрости. Уже впоследствии 

знатные римлянки предпочитали серьги с жемчугом, а 

высшая знать любила серьги с гранатами, топазами и 

сапфирами. Большой популярностью пользовались золо-

тые серьги в виде животных. Ношение серег в Древней 

Греции указывало на принадлежность их обладателя к 

древнейшей профессии. 

История серег уходит корнями в глубокое прошлое, но от-

ношение к этим украшением не всегда было однозначным. 

В эпоху Средневековья серьги служили отличительным 

знаком и были исключительно мужским 

атрибутом. Серьги из серебра и золота 

носили знатные и богатые люди. Круп-

ные серьги, украшенные драгоценными 

камнями, демонстрировали знатность и 

достаток их обладателя. Как правило, 

серьги носили в обоих ушах. Наличие 

серьги в одном ухе свидетельствовало о 

низком происхождении человека или о со-

мнительном характере его рода занятий. 

Однако церковь не приветствовала ношение серег 

и прокалывание ушей, «ибо тело сотворено по образу и 

подобию творца», и вносить свои коррективы в виде про-

калывания ушей считалось делом не богоугодным. Но в 

то время как законопослушные переставали носить серь-

ги, не боявшиеся гнева божьего пираты, воры, цыгане и 

разбойники не спешили отказываться от этого украшения. 

Причины для ношения серег у этих категорий граждан 

были разные, а объединяло их только одно, таким образом 

они бросали вызов обществу. Цыгане, например, проде-

вали в ухо серьгу мальчику после смерти предыдущего 

ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие пе-

ред церковным судом и принадлежность к социальному 

«дну». Каждая серьга у пирата означала взятый корабль. 

Золотую серьгу в одном или обоих ушах имели и морепла-

ватели. Серьга у моряка в правом ухе играла роль оберега 

от ревматизма и ослабления зрения. Право на ношение 

серьги получали мореплаватели, прошедшие под парусом 

вокруг мыса Горн. Такой моряк имел право в портовых 

кабаках безнаказанно класть ноги на стол. Кроме всего 

прочего это было своего рода «капиталовложением». Ведь 

никто не знал, где и когда может настигнуть смерть, это 

золотая серьга предназначалась тому, кто похоронит мо-

ряка на чужбине. 

«ВСЕМ СЕСтрАМ 

пО СЕрьгАМ…»

Внимание к деталям

«Всем сестрам по серьгам» – эту поговорку довольно часто используют, говоря о принци-

пе «никто не остался обездоленным», причем как в хорошем, так и в противоположном 

смысле. Удивительно, что мало кто знает, откуда она появилась и как звучит целиком. 

В нашем случае мы имеет дело с заимствованием из белорусского народного творчества, 

это перевод стихотворной считалочки: « Кожнай сястрыцы па завушнiцы (каждой се-

стре по серьге), кожнаму сыну хатуль за спiну (каждому сыну котомку за спину), кожнаму 

брату па дукату (каждому брату по дукату), кожнаму старцу по стайцу (каждому стар-

цу по ставцу), усякаму сваяку хоць па медзяку (всякому свояку хотя б по медяку). До на-

ших дней дошли только начальные слова этой считалочки.

ТЕКСТ: Маргарита Лукина

| Melon Ric

h | 24 | 2017

64