#МОДА_СТИЛЬ|УКРАШЕНИЯ
И
меет право на существование и
другая версия. Когда родите-
ли выдавали старшую дочь
замуж, всем остальным се-
страм невесты должны были подарить
серьги в знак их скорого замужества. А
почему именно серьги?
Традиция украшать себя различными
предметами появилась очень давно. Еще в
первобытные времена люди протыкали мочки
ушей длинными тонкими костями, и первые серьги
тоже были костяными, а точнее именно косточками в их
первоначальном виде. Первые серьги не всегда надевали
в качестве украшения, часто они были символом покло-
нения и религиозности.
Заглянув вглубь истории, мы выясним, что серьги появи-
лись как мужское, а не женское украшение. Достоверно
известно, что в Азии 7000 лет назад уже существовали
искусные мастера, делавшие серьги для мужчин. У древ-
них египтян и ассирийцев серьга обозначала высокое по-
ложение в обществе. А в период правления Тутанхамона
мужчины носили серьги до достижения половой зрелости.
Серьга в ухе древних римлян отличала раба, обычно это
была медная серьга-кольцо, а центурионы Цезаря носили
кольца в сосках, как знак храбрости. Уже впоследствии
знатные римлянки предпочитали серьги с жемчугом, а
высшая знать любила серьги с гранатами, топазами и
сапфирами. Большой популярностью пользовались золо-
тые серьги в виде животных. Ношение серег в Древней
Греции указывало на принадлежность их обладателя к
древнейшей профессии.
История серег уходит корнями в глубокое прошлое, но от-
ношение к этим украшением не всегда было однозначным.
В эпоху Средневековья серьги служили отличительным
знаком и были исключительно мужским
атрибутом. Серьги из серебра и золота
носили знатные и богатые люди. Круп-
ные серьги, украшенные драгоценными
камнями, демонстрировали знатность и
достаток их обладателя. Как правило,
серьги носили в обоих ушах. Наличие
серьги в одном ухе свидетельствовало о
низком происхождении человека или о со-
мнительном характере его рода занятий.
Однако церковь не приветствовала ношение серег
и прокалывание ушей, «ибо тело сотворено по образу и
подобию творца», и вносить свои коррективы в виде про-
калывания ушей считалось делом не богоугодным. Но в
то время как законопослушные переставали носить серь-
ги, не боявшиеся гнева божьего пираты, воры, цыгане и
разбойники не спешили отказываться от этого украшения.
Причины для ношения серег у этих категорий граждан
были разные, а объединяло их только одно, таким образом
они бросали вызов обществу. Цыгане, например, проде-
вали в ухо серьгу мальчику после смерти предыдущего
ребенка. Воры демонстрировали серьгой бесстрашие пе-
ред церковным судом и принадлежность к социальному
«дну». Каждая серьга у пирата означала взятый корабль.
Золотую серьгу в одном или обоих ушах имели и морепла-
ватели. Серьга у моряка в правом ухе играла роль оберега
от ревматизма и ослабления зрения. Право на ношение
серьги получали мореплаватели, прошедшие под парусом
вокруг мыса Горн. Такой моряк имел право в портовых
кабаках безнаказанно класть ноги на стол. Кроме всего
прочего это было своего рода «капиталовложением». Ведь
никто не знал, где и когда может настигнуть смерть, это
золотая серьга предназначалась тому, кто похоронит мо-
ряка на чужбине.
«ВСЕМ СЕСтрАМ
пО СЕрьгАМ…»
Внимание к деталям
«Всем сестрам по серьгам» – эту поговорку довольно часто используют, говоря о принци-
пе «никто не остался обездоленным», причем как в хорошем, так и в противоположном
смысле. Удивительно, что мало кто знает, откуда она появилась и как звучит целиком.
В нашем случае мы имеет дело с заимствованием из белорусского народного творчества,
это перевод стихотворной считалочки: « Кожнай сястрыцы па завушнiцы (каждой се-
стре по серьге), кожнаму сыну хатуль за спiну (каждому сыну котомку за спину), кожнаму
брату па дукату (каждому брату по дукату), кожнаму старцу по стайцу (каждому стар-
цу по ставцу), усякаму сваяку хоць па медзяку (всякому свояку хотя б по медяку). До на-
ших дней дошли только начальные слова этой считалочки.
ТЕКСТ: Маргарита Лукина
| Melon Ric
h | 24 | 2017
64