ТЕКСТ: Александр Мартиросян

В конце XIX – начале ХХ века вместе с 

техническим прогрессом и революцией в 

укладе жизни довольно сильные измене-

ния претерпели и прически. 

В моду входят японские мотивы воды 

и вьющихся растений. Женщина пред-

ставлялась художниками, как неземное, 

бестелесное существо, фея, дриада. 

В 1890-е годы во Франции были изобре-

тены щипцы для горячей завивки волос. 

В эпоху господства стиля модерн жен-

ские волосы сделались не просто пред-

метом гордости их обладательниц, но и 

объектом творческой рефлексии: длин-

ные волосы и локоны стали непремен-

ной частью орнаментов и декоративных 

работ в стиле модерн. 

Дамы носили длинные волосы, из кото-

рых сооружали высокие сложные приче-

ски. Виски перестают затягивать, вместо 

этого делаются напуски из волос. При-

чески теперь делают только из завитых 

волос, уложенных с помощью шпилек и 

подкладных элементов. 

Большие округлые прически из «ондули-

рованных» взбитых волос получили на-

звание «бандо». 

Крупнозавитые пряди укладывались на 

макушке в пучок, подкрепленный греб-

нем. Для придания прическе формы и 

для ее укрепления под естественные во-

лосы подкладывали крипе или крепоны. 

Самым распространенным украшением 

для волос были эгретки с перьями и дра-

гоценными камнями. 

С появлением моды на открытые плечи 

женщины начинают носить волнистые 

стрижки, открывающие шею и подчерки-

вающие кожу, уход за которой выходит 

на первый план. Большую популярность 

приобретает декоративная косметика и 

украшения из страусиных перьев. 

Отличительными чертами всех причесок 

эпохи модерн в первую очередь являлись 

женственность, элегантность и роскошь, 

которые никогда не выходят из моды. 

Волны, локоны, сложные высокие при-

чески, накладные пряди и сегодня укра-

шают головки современных модниц не 

только на подиумах, но и в повседневной 

жизни. Фактура и структура причесок, 

безусловно, изменяется с каждым годом, 

но гармония навсегда останется в нашем 

сердце.