| Melon Ric

h | 23 | 2017

30

#ЛЕГЕНДА

Необычайные духовные узы связывали Маргариту Бо-

рисовну с Андреем Тарковским. Его творческий стои-

цизм был для нее жизненным примером. 

Худсовет «Мосфильма», однако, разнес фильм Тарков-

ского «Зеркало» в пух и прах. Председатель государ-

ственного комитета по кинематографии Ф. Ермаш сказал, 

отчеканив каждый слог: «Не по-ни-маю!» «Непонят-

ный» режиссер сразу стал неудобным для властей. Ког-

да стало ясно, что он уедет из СССР, его «музу» сделали 

невыездной. Терехову не пустили в Польшу сниматься 

у Кшыштофа Занусси, не дали сняться в американском 

многосерийном фильме «Петр I» в роли Екатерины I. 

Перед своим отъездом в Италию Андрей Тарковский 

позвонил Маргарите Борисовне и сказал: «Рита, я был 

в Госкино и все узнал! Они сказали, мол, нечего ей за 

границу ездить, странная она какая-то!» 

«С Тарковским они встретились совершенно случайно, 

когда мама пришла к нему на пробы в картину «Соля-

рис». Он обратил на нее внимание, 

когда они вместе поднимались в ли-

фте. Тогда, правда, Тарковский ут-

вердил на роль другую актрису, но 

в «Зеркало» пригласил сниматься 

именно маму, и это было очень точ-

ное попадание. Ведь мама очень по-

хожа на мать самого Тарковского в 

молодости. Помню, мама рассказы-

вала, что даже самого сценария, как 

такого, не было. Все собирались на 

съемочной площадке, и Тарковский 

просто рассказывал, что бы он хотел 

видеть в кадре и начинал работать с 

актерами. 

Мама всегда называла Тарковского 

своим учителем, и конечно, для нее 

было большим счастьем попасть к та-

кому режиссеру. Очень жаль, что ему 

не давали здесь снимать то, что он 

хотел, ему пришлось иммигрировать, 

и у мамы не получилось больше с ним 

поработать, хотя планы были». 

«Хорошо, что я влюбился в Риту толь-

ко к концу съемок, – позже признался 

Андрей Тарковский, – а то фильма могло и не быть».

Всесоюзная известность пришла к Маргарите Терехо-

вой уже в конце 70-х, когда на экраны вышли фильмы 

«Собака на сене» и «Д`Артаньян и три мушкетера». Роль 

Дианы в фильме «Собака на сене» одна из ярчайших в 

советском киноискусстве. Кто еще мог сыграть аристо-

кратку с глазами, пламенеющими от страсти, и взглядом, 

порой обращающим в лед. 

После роли Миледи за актрисой прочно закрепился ти-

тул секс-символа. Она сама признает, что эта роль зани-

мает особое место в ее биографии. Неумолимость, сдер-

живаемая ярость, непреклонность – возможно, все это 

отголоски личной боли.

«Так получилось, что с режиссером Георгием Юнгваль-

дом-Хилькевичем мама была знакома с ранней юности – 

они жили в одном дворе еще в Ташкенте. Перед съемка-

ми фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» он приехал к 

маме в театр со словами: «Рита, выручай!» Мама в корне 

изменила первоначальный образ Миледи, сама приду-

мала себе брючный костюм. Та черная полупрозрачная 

рубаха изначально вообще предназначалась для Рош-

фора, но ее смело отняли, потому что она понравилась 

маме. И то, что Миледи ездит верхом, тоже было мами-

ной задумкой. А еще в какой-то из песен были стихи, ко-

торые ей не понравились, она посчитала, что Миледи 

не может такое петь, поэтому все тут же бросились на 

ходу переписывать песню». В 1983 году актриса уходит 

из родного Театра Моссовета и следующие три года по-

свящает работе в «Балаганчике» – коллективе, который 

они организовали вместе с Игорем Тальковым.

«Мама познакомилась с Игорем в одной из поездок. У 

них сразу возникли теплые дружеские отношения, и ро-

дилась масса творческих планов. Мама в свои выступле-

ния всегда включала песни, романсы, фольклор, поэтому 

она предложила Игорю выступать вместе. Позже к ним 

примкнула и я. Мама исполняла от-

рывки из мюзикла Раймонда Паулса 

«Сестра Кэрри», что-то из фолькло-

ра, читала стихи Гарсиа Лорки и 

драматические отрывки, в том числе 

из спектакля «Когда пройдет 5 лет». 

Игорь пел. Я, конечно, принимала 

там минимум участия, но это была 

незабываемая пора. Мы и поныне 

продолжаем общаться с вдовой Иго-

ря Татьяной и их сыном. 

У Игоря Талькова-младшего есть 

замысел сыграть на сцене свои 

воспоминания об отце в формате 

монологов. Может быть, мы даже 

сделаем это вместе, мне это очень 

интересно, главное – найти время». 

В 1996 году Маргарита Терехова 

получила звание Народной артист-

ки РФ. Она продолжала сниматься, 

играть в театре и готовила режис-

серский кинодебют. Из-за слож-

ностей с финансированием съемки 

экранизации «Чайки» А.П. Чехова 

начались только в 2002 году, а на 

экраны фильм вышел в 2005-м. Терехова сыграла Арка-

дину, в съемках участвовали и ее дети: сын Саша сыграл 

Треплева, дочь Анна – Нину Заречную. 

«Мама всегда очень любила Чехова, трепетно и с любо-

вью относилась к его произведениям. На самом деле из-

начально она хотела снимать «Вишневый сад», но потом 

все-таки остановилась на «Чайке» и не зря, потому что 

сама пьеса достаточно кинематографичная. Мама сама 

писала литературный сценарий. Также ей принадлежит 

решение сделать весь фильм так, будто на все происходя-

щие события зритель смотрит глазами Треплева. Я счи-

таю, это очень хорошее попадание в тему, ведь в центре 

повествования именно фигура Треплева, трагедия его 

одиночества, непонимания окружающих и, конечно же, 

неразделенная любовь. Мне кажется, все, что мама заду-

мывала, получилось. В первую очередь благодаря атмос-

фере, которую она старалась создать. Съемки проходи-

«Она прекрасно сыг-

рала в «Белорусском 

вокзале». Эта роль – 

одной из самых совре-

менных женщин того 

времени, 

курящей, 

понимающей толк в 

мужчинах, умеющей 

их выбирать. Это 

очень серьезная кра-

ска в нашем совет-

ском и российском 

кинематографе, ко-

торой нет ни у кого. 

Терехова – отдельный 

театр». 

Михаил Боярский

Фото: личный архив семьи М.Тереховой