| Melon Ric
h | 23 | 2017
30
#ЛЕГЕНДА
Необычайные духовные узы связывали Маргариту Бо-
рисовну с Андреем Тарковским. Его творческий стои-
цизм был для нее жизненным примером.
Худсовет «Мосфильма», однако, разнес фильм Тарков-
ского «Зеркало» в пух и прах. Председатель государ-
ственного комитета по кинематографии Ф. Ермаш сказал,
отчеканив каждый слог: «Не по-ни-маю!» «Непонят-
ный» режиссер сразу стал неудобным для властей. Ког-
да стало ясно, что он уедет из СССР, его «музу» сделали
невыездной. Терехову не пустили в Польшу сниматься
у Кшыштофа Занусси, не дали сняться в американском
многосерийном фильме «Петр I» в роли Екатерины I.
Перед своим отъездом в Италию Андрей Тарковский
позвонил Маргарите Борисовне и сказал: «Рита, я был
в Госкино и все узнал! Они сказали, мол, нечего ей за
границу ездить, странная она какая-то!»
«С Тарковским они встретились совершенно случайно,
когда мама пришла к нему на пробы в картину «Соля-
рис». Он обратил на нее внимание,
когда они вместе поднимались в ли-
фте. Тогда, правда, Тарковский ут-
вердил на роль другую актрису, но
в «Зеркало» пригласил сниматься
именно маму, и это было очень точ-
ное попадание. Ведь мама очень по-
хожа на мать самого Тарковского в
молодости. Помню, мама рассказы-
вала, что даже самого сценария, как
такого, не было. Все собирались на
съемочной площадке, и Тарковский
просто рассказывал, что бы он хотел
видеть в кадре и начинал работать с
актерами.
Мама всегда называла Тарковского
своим учителем, и конечно, для нее
было большим счастьем попасть к та-
кому режиссеру. Очень жаль, что ему
не давали здесь снимать то, что он
хотел, ему пришлось иммигрировать,
и у мамы не получилось больше с ним
поработать, хотя планы были».
«Хорошо, что я влюбился в Риту толь-
ко к концу съемок, – позже признался
Андрей Тарковский, – а то фильма могло и не быть».
Всесоюзная известность пришла к Маргарите Терехо-
вой уже в конце 70-х, когда на экраны вышли фильмы
«Собака на сене» и «Д`Артаньян и три мушкетера». Роль
Дианы в фильме «Собака на сене» одна из ярчайших в
советском киноискусстве. Кто еще мог сыграть аристо-
кратку с глазами, пламенеющими от страсти, и взглядом,
порой обращающим в лед.
После роли Миледи за актрисой прочно закрепился ти-
тул секс-символа. Она сама признает, что эта роль зани-
мает особое место в ее биографии. Неумолимость, сдер-
живаемая ярость, непреклонность – возможно, все это
отголоски личной боли.
«Так получилось, что с режиссером Георгием Юнгваль-
дом-Хилькевичем мама была знакома с ранней юности –
они жили в одном дворе еще в Ташкенте. Перед съемка-
ми фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» он приехал к
маме в театр со словами: «Рита, выручай!» Мама в корне
изменила первоначальный образ Миледи, сама приду-
мала себе брючный костюм. Та черная полупрозрачная
рубаха изначально вообще предназначалась для Рош-
фора, но ее смело отняли, потому что она понравилась
маме. И то, что Миледи ездит верхом, тоже было мами-
ной задумкой. А еще в какой-то из песен были стихи, ко-
торые ей не понравились, она посчитала, что Миледи
не может такое петь, поэтому все тут же бросились на
ходу переписывать песню». В 1983 году актриса уходит
из родного Театра Моссовета и следующие три года по-
свящает работе в «Балаганчике» – коллективе, который
они организовали вместе с Игорем Тальковым.
«Мама познакомилась с Игорем в одной из поездок. У
них сразу возникли теплые дружеские отношения, и ро-
дилась масса творческих планов. Мама в свои выступле-
ния всегда включала песни, романсы, фольклор, поэтому
она предложила Игорю выступать вместе. Позже к ним
примкнула и я. Мама исполняла от-
рывки из мюзикла Раймонда Паулса
«Сестра Кэрри», что-то из фолькло-
ра, читала стихи Гарсиа Лорки и
драматические отрывки, в том числе
из спектакля «Когда пройдет 5 лет».
Игорь пел. Я, конечно, принимала
там минимум участия, но это была
незабываемая пора. Мы и поныне
продолжаем общаться с вдовой Иго-
ря Татьяной и их сыном.
У Игоря Талькова-младшего есть
замысел сыграть на сцене свои
воспоминания об отце в формате
монологов. Может быть, мы даже
сделаем это вместе, мне это очень
интересно, главное – найти время».
В 1996 году Маргарита Терехова
получила звание Народной артист-
ки РФ. Она продолжала сниматься,
играть в театре и готовила режис-
серский кинодебют. Из-за слож-
ностей с финансированием съемки
экранизации «Чайки» А.П. Чехова
начались только в 2002 году, а на
экраны фильм вышел в 2005-м. Терехова сыграла Арка-
дину, в съемках участвовали и ее дети: сын Саша сыграл
Треплева, дочь Анна – Нину Заречную.
«Мама всегда очень любила Чехова, трепетно и с любо-
вью относилась к его произведениям. На самом деле из-
начально она хотела снимать «Вишневый сад», но потом
все-таки остановилась на «Чайке» и не зря, потому что
сама пьеса достаточно кинематографичная. Мама сама
писала литературный сценарий. Также ей принадлежит
решение сделать весь фильм так, будто на все происходя-
щие события зритель смотрит глазами Треплева. Я счи-
таю, это очень хорошее попадание в тему, ведь в центре
повествования именно фигура Треплева, трагедия его
одиночества, непонимания окружающих и, конечно же,
неразделенная любовь. Мне кажется, все, что мама заду-
мывала, получилось. В первую очередь благодаря атмос-
фере, которую она старалась создать. Съемки проходи-
«Она прекрасно сыг-
рала в «Белорусском
вокзале». Эта роль –
одной из самых совре-
менных женщин того
времени,
курящей,
понимающей толк в
мужчинах, умеющей
их выбирать. Это
очень серьезная кра-
ска в нашем совет-
ском и российском
кинематографе, ко-
торой нет ни у кого.
Терехова – отдельный
театр».
Михаил Боярский
Фото: личный архив семьи М.Тереховой