| Melon Ric

h | 23 | 2017

21

MR: Вы активно сотрудничаете с российскими 

дизайнерами. Ante Kovac выпустила коллекцию 

сумок с вашими картинами, ваши полотна укра-

сили платья из вечерней коллекции Светланы 

Лялиной, а бренд «Душегрея» подготовил ли-

нию пальто. Но среди Ваших партнеров не толь-

ко российские дизайнеры, расскажите подробнее.

Н.С.: Недавно итальянская компания предложила мне 

сделать совместный дизайнерский проект. В Венеции в 

палате Дожей будет проходить выставка моих картин, 

и молодая девушка-дизайнер хочет провести там показ 

своих работ, тему готики она позаимствовала с моих по-

лотен. Также турецкая компания «Тач» долгое время 

выпускала постельное белье с репродукциями моих кар-

тин. Не смотря на то, что оно стоило достаточно дорого, 

разошлось, как горячие пирожки. 

MR: Вы сотрудничаете с дизайнерами, а не заду-

мывались, чтобы самому запустить линию одеж-

ды?

Н.С.: Это все не так просто. Ведь серьезными проектами 

нужно заниматься ответственно и с полной самоотда-

чей. Если ты работаешь с профильной компанией, то это 

одна история. Ты даешь права на использование твоих 

картин, делаешь несколько эскизов и потом только кон-

тролируешь, как все будет выглядеть в готовом изделии. 

Например, сейчас готовится рекламная кампания, в рам-

ках которой моими картинами будут оклеивать энное ко-

личество машины. И совсем другое дело, когда ты, ска-

жем, занимаешься театром как художник сцены. В этом 

случае просто не остается времени для других серьезных 

работ. Легко дать имя и разрешение на использование 

своего творчества, а браться за что-то с нуля – это уже 

совсем другая история. Я как-то начинал работать над 

созданием своих духов, но так и не запустил их в произ-

водство. Замечательная девушка Жанна Гладкова тог-

да разработала специальный аромат «Никас» с учетом 

всех моих предпочтений по запахам. Я придумал дизайн 

коробки, но мне так и не хватило времени вплотную за-

няться этим процессом. 

MR: Вы в качестве художника работали над не-

сколькими спектаклями, над какими именно?

Н.С.: Вместе с замечательной художницей Олей Соко-

ловой я работал над спектаклями «Пигмалион» в театре 

у Армена Джигарханяна и «Дали и испанская королева 

из Казани» в «Театре Луны» Сергея Проханова. А еще 

раньше, в конце 70-х, будучи студентом, как художник 

принимал участие в постановке нескольких спектаклей 

в Паневежском театре, когда им руководил Донатас Ба-

нионис, но это были в большей степени литовские спек-

такли. В театре Спесивцева при постановке спектакля 

«Война и Мир» были использованы мои эскизы. 

MR: Вы с легкостью беретесь за что-то новое?

Н.С.: Я всегда придерживаюсь мнения, что нам посто-

янно нужно узнавать что-то новое и все время учиться. 

Нужно постоянно обновление и самообразование, на-

полнение нашей жизни новыми эмоциями, впечатлени-

ями и открытиями. В искусстве можно создавать что-то 

новое. Но все новое должно основываться на предше-

ствующем до тебя опыте профессиональных художников 

и истории живописи.

MR: Dream-vision. Как возникла идея создания 

такой техники? 

Н.С.: Да, Dream-vision – это, действительно, ноу-хау в 

современной живописи, это очень сложная техника. Она 

создавалась на основе множества экспериментов и зна-

ний старой школы. 

MR: Вы активно занимаетесь благотворительно-

стью и даже реализовали проект вовлечения де-

тей с врожденными пороками сердца в процесс 

творчества. Расскажите об этом подробнее.

Н.С.: Я действительно активно поддерживаю различ-

ные центры и фонды. Недавно фонд Натальи Водяновой 

«Обнаженные сердца» проводил благотворительный 

аукцион. До полумиллиона долларов им не хватало 22 

тысячи, я не стал приобретать никакой лот, а просто от-

дал им эти деньги, поддержав таким образом этот заме-

чательный фонд. Также во многих больницах я провожу 

мастер-классы по живописи для детей на этапе послео-

перационного выздоровления, и это служит хорошей ре-

абилитацией. Занятия благотворительностью начались 

с того момента, как я стал сознательно зарабатывать 

деньги. Я всегда считал и считаю, что если ты социаль-

ный человек, то должен быть ответственным и обяза-

тельно помогать другим.

MR: В ноябре вы получили награду «Патриот 

России», насколько важно патриотическое воспи-

тание молодежи сегодня?

Н.С.: Именно сегодня это важно, как никогда. Если 

раньше это была вера в Бога, а потом вера в светлое бу-

дущее и коммунизм, то сейчас все стало очень размыто. 

У человека обязательно должен быть какой-то смысл и 

символ, а мы сегодня повсеместно видим другую карти-

ну. Появляются разного рода странные направления – и 

в искусстве, и в самой человеческой сути, сомнения, во 

что верить. Очень правильно, что сегодня существует 

патриотическое движение. А патриотизм – это не только 

любовь к Родине, это и духовность. В начале 90-х годов, 

когда открылись ворота Запада, мы растерялись, стали 

терять свою самобытность, и именно поэтому необходи-

мо направлять молодое поколение в русло патриотизма 

и профессионализма.

Фото: Яна Яворская

Талантливый человек талантлив во всем, вот и Заслуженный художник России Никас Сафронов с легкостью 

берется за все новое, будь то создание костюмов и декораций для театральных постановок, эскизов для модных 

коллекций или парфюмерных ароматов. Он один из тех, кто лепит образ современной России на мировой арене. 

С Никасом мы встретились в его студии в центре Москвы в перерыве между его многочисленными поездками.