| Melon Ric
h | 22 | 2016
20
#КУЛЬТУРА|ДЕЯТЕЛЬ
MR: В школе мы все проходили на уроках исто-
рии екатерининскую эпоху. Насколько достовер-
но ее преподают сегодня?
Д.И.: В наше время это все преподавали настолько без-
лично, что я этой истории не ощущал, не чувствовал.
Расскажу такой пример. Я привез свою документальную
картину «Долгое время» на фестиваль «Послание к чело-
веку», и нам, как гостям фестиваля, устроили культурную
программу, привезли на экскурсию в Исаакиевский со-
бор. Экскурсовод очень много интересно рассказывала, а
в конце спросила, есть ли у кого-то вопросы. Строитель-
ство собора началось в 1818 году. На момент восстания
декабристов стройка шла уже более пяти лет. Почему
же тогда на картинах, изображающих восстание, виден
только забор с висящими на нем рабочими, которые при-
ветствуют декабристов, а даже начального уровня зда-
ния не видно. И как рабочие в реальности относились
к восстанию? На мой вопрос экскурсовод ответила, что
по поводу здания ничего не может сказать, а по поду от-
ношения рабочих – им не разрешали об этом говорить
при советской власти, но рабочие не приветствовали
декабристов, как это изображено на картинах, многие
бросали в восставших камни со стройки. Я спросил: «Вы
когда-нибудь видели вооруженного человека на лоша-
ди рядом с собой? Это впечатляет! А если их тысяча?
Понимаете, какую смелость надо иметь, чтобы бросить
камень?» Понимаете, режиссеру нужно все представлять
очень конкретно. Конкретность – свойство профессии.
И когда делаешь попытку снять историческое кино, на-
чинаешь задавать себе самые простые вопросы. Из чего
состоял быт. Что люди ели, пили, как справляли нужду.
Как в такой одежде – кринолины, корсеты, шнуровка –
дамы дышали, сколько времени в этих платьях могли
провести. Как надолго делали прическу. Ведь не секрет,
что многие спали полусидя, чтобы ее не испортить, де-
лали ее на несколько недель. Многие дамы носили на
груди блохоловку.
MR: Вы слышали, что сейчас ведутся разговоры
о том, чтобы из школьной программы убрать До-
стоевского и Толстого, якобы, они трудны для
детского восприятия?
Д.И.: «Трудное для восприятия» все равно необходи-
мо, чтобы мозг развивался. Учили же почему-то латынь,
греческий в гимназиях. На этих языках никто не говорил
уже. Просто для развития памяти, логики. Чем больше
читаешь разной литературы, тем больше способов жить
открывается. Развивается фантазия. Открываешь новые
миры. Конечно, объяснять высшую математику во вто-
ром классе бессмысленно, но напрягать мозги для про-
цесса обучения задача не последняя. Тем более литера-
тура – это, все-таки, не математика, не физика, чтение
поэзии и прозы занятие более легкое. Давайте сейчас
еще все запретим с точки зрения церкви и вернемся в пе-
щеры – все это грустно в конечном итоге, все эти игры.
В советские времена уже была борьба «хорошего с луч-
шим», а у нас, развивая исторические параллели, начи-
нается, по-моему, борьба «плохого с худшим».
MR: Какой период правления Екатерины охва-
тывает второй сезон сериала?
Д.И.: Начинаем с 1768 года, шестого года правления
императрицы Екатерины, и по 1782-й – год открытие
памятника Петру, именованного Александром Сергее-
вичем «Медным всадником». Хотя материал монумента
– бронза.
MR: Третья часть сериала планируется?
Д.И.: Пока таких разговоров не ведется. Видимо, все
будет решаться по итогам зрительского голосования у
телевизора, то есть рейтинга.
MR: Какие сложились ощущения и впечатления
от работы с Мариной Александровой?
Д.И.: Хорошие ощущения, потому что, мне кажется,
Марине удалось добиться и сыграть то, что она никогда
не играла. На мой взгляд, она стала работать несколько
иначе. И она трудяга. Ей приходилось из-за нашей гон-
ки учить в день по 11 страниц текста. Я был восхищен
такой памятью. Она молодчина.
MR: На площадке Вы жесткий с актерами?
Д.И.: Нет, я никогда не бываю жестким, если в этом нет
нужды. Я скорее нетерпелив. Когда пытаюсь что-то объ-
яснить, а это остается непонятым, я показываю, как надо
это сделать – пользуюсь навыками оставленной актер-
ской профессии. У меня были хорошие учителя. Моим
мастером по актерскому мастерству был великий актер
Алексей Владимирович Баталов. Видимо, что-то от его
таланта и мне перепало. А потом у меня уже в третьей
картине подряд снимается потрясающий мастер своего
дела, неподражаемый Сергей Михайлович Колтаков.
Многому я и у него научился и еще научусь.
MR: Есть поговорка: нет плохих актеров, есть
плохие режиссеры, согласны с этим?
Д.И.: И да, и нет. Это всего лишь красивая фраза. Все
имеет обратную сторону – если актер бездарный, то уже
ничего не поможет, никакой хороший режиссер, но если
дар есть, господь талантом не обидел – хорошо сыгран-
ную роль можно уничтожить плохой режиссурой или
монтажом.
MR: Номер будет посвящен романтическому
кино. Какие фильмы этого жанра первыми при-
ходят на память?
Д.И.: Я не сторонник романтических фильмов, мне дав-
но не 17. Но, наверное, из любимых одним из первых
назову «Огни большого города» Чаплина и «Аталанту»
Жана Виго. Знаете, я сделал для себя маленькое откры-
тие: все хорошие фильмы не укладываются в рамки од-
ного жанра, все они полижанровые. В фильме «В джазе
только девушки», а эта картина постоянно входит в раз-
личные списки лучших фильмов всех времен и народов,
собраны практически все жанры. Еще есть кино, которое
я очень люблю, считаю его одной из кинематографиче-
ских вершин ивсегда пересматриваю для вдохновения,
заряда перед новым проектом – это «All That Jazz» («Вся
эта кутерьма») Боба Фосса. Картина не то, чтобы ро-
мантичная, скорее о смысле профессии, о смысле самого
себя. В ней есть и драма, и трагедия,и комедия, и роман-
тика – в ней все есть.
Фото: Андрей Целищев