| Melon Ric
h | 22 | 2016
19
MR: Мы помним множество отечественных дет-
ских фильмов, особенно снятых Леонидом Не-
чаевым, в них сыграло огромное количество та-
лантливых детей, но не все они остались в кино.
Почему остались Вы?
Д.И.: Мне понравился сам процесс: никогда не знаешь,
что будет завтра.
MR: Может, было что-то на сьемках «Буратино»
или «Красной шапочки», после чего Вы сказали:
«Да, я буду актером, режиссером»?
Д.И.: Там вообще очень много всего было. В одно ме-
сто и время было собрано такое количество талантливых
людей, что каждый день происходило что-то заворажи-
вающее, поэтому даже не знаю, с чего начать. Помню
один эпизод: репетировали драку Кота и Лисы на Поле
Чудес. Стояла жара, градусов под 40. Объявили пере-
рыв, Ролан Антонович (Быков) и Елена Всеволодовна
(Санаева) так устали, что просто лежали в траве. Я вос-
пользовался этим звенящим затишьем, подошел к каме-
ре и стал в нее смотреть. Леонид Алексеевич (Нечаев)
окликнул: «А что это ты туда заглядываешь? В камеру-
может смотреть только оператор или режиссер», а я ему,
не отрываясь, ответил: «Тогда я буду режиссером». Об
этом он мне рассказал 20 лет спустя после выхода филь-
ма, когда я уже учился во ВГИКе, был первокурсником
актерского отделения постановочного факультета.
MR: В следующем году на телеэкраны выйдет
вторая часть сериала «Екатерина. Взлет», где Вы
стали режиссером. Как Вы попали в этот проект?
Д.И.: Мне предложили сценарий. Я прочел. В целом
возникло хорошее ощущение от сценария. Во многом, на-
верное, это была инициатива Марины Александровой,
ей хотелось поработать со мной как с режиссером. Да
и мне было интересно встретиться с ней на съемочной
площадке. И собрать команду любимых мной актеров, с
которыми я работал на предыдущих картинах. Несколь-
ко настораживали сроки производства. Они были очень
сжатые. В таком темпе я никогда не снимал. За 67 съе-
мочных дней мы сняли 12 серий. Для меня это личный
рекорд. Когда начали подготовку, я даже представить
себе не мог, что это такое – снимать историческое кино.
Знаете, когда я ходил среди могил Александро-Невской
лавры и собора Петропавловской крепости, поймал себя
на мысли, что вот они передо мной, все герои моего
сценария. Любящие, ненавидящие друг друга, а лежат
рядом. Например, императрица Екатерина II ненави-
дела своего мужа Петра III, есть довольно достоверная
версия, что даже отдала приказ его убить, а надгробные
плиты бок о бок. Никого из моих героев нет в живых, а
для меня они живы, и я пытаюсь разобраться в их стра-
стях. Странное было ощущение. Сейчас могу считать
себя в некотором роде историком-практиком, очень мно-
гие вещи рассказываю теперь даже профессионалам.
MR: Например?
Д.И.: Когда начинаешь сопоставлять какие-то судьбы,
факты – понимаешь, что сегодняшняя история России
мало чем отличается от истории России тогдашней. Все
одно и то же, на одни и те же грабли наступаем, созда-
ем проблемы, а потом успешно их преодолеваем, все те
же непримиримые столкновения западников и славя-
нофилов, как жить с Европой или против нее, нулевая
цена человеческой жизни – все абсолютно то же самое.
Какни странно, но складывается ощущение, что исто-
рия нас ничему не учит, возникает даже более острый
вопрос: а способны ли мы вообще чему-то научиться в
историческом плане? Как-то на практике не получается
учитывать ошибки прошлого, чтобы не допускать их в
будущем.
MR: Наверняка, при подготовке к съемкам прихо-
дилось много читать?
Д.И.: Конечно. Крайне редко встречаются дотошные,
подготовленные к проекту продюсеры, предоставляю-
щие режиссеру литературупо заданной теме.
В этом отношении могу отдать должное продюсеру Ана-
толию Максимову, с которым я делал несколько телеви-
зионных картин. Он считает, что продюсер должен за-
разить, зажечь режиссера замыслом, поэтому старается
по максимуму обеспечить всевозможными материалами,
литературой, справочниками, альбомами.
В данном случае, никто меня читать не агитировал, это
была моя инициатива. Я прочел дневники Екатерины,
записки и сохранившиеся архивные записи ее ближне-
го круга, читал иностранцев-дипломатов, находившихся
тогда при дворе, даже техническую литературу, потому
что в сценарии был эпизод катания на самобеглой ко-
ляске, которую построил Иван Кулибин, и нужно было
обсуждать с художниками, в каком виде такая коляска
появится в кадре. Мне необходимо было понять, как
строились корабли, чтобы снять эпизод на верфи, где
деревянный парусный флот содержался зимой, так как
нужны были кадры зимнего Петербурга с видом на Неву.
Необходимо было делать графические заставки города,
художники предложили: «Давайте корабли поставим,
будет красивее», а как их поставишь посреди льда на
реке?
Также возникали вопросы, как выглядел Петербург того
времени, какие были мостовые: грунтовые, брусчатые
или деревянные, существовали ли уличные фонари. Хо-
рошо сохранился Петербург Достоевского, в разы мень-
ше Петербург Пушкина.
От Екатерининской же эпохи сохранилось совсем чуть-
чуть: частично Петропавловская крепость, очень видо-
измененная Кунсткамера, у которой тогда была другая
усеченная башня.
От Адмиралтейства почти в первозданном виде сохра-
нился только шпиль. Фотографии еще не было, а ху-
дожники зачастую приукрашивали, на многих картинах
одни и теже виды города в одном и том же временном
промежутке выглядят по-разному. Смотришь живопись,
гравюры того времени, сопоставляешь и понимаешь, что
Петербург был скорее похож на Венецию, но которую
строили не итальянцы, а датчане. Ведь Петр строил зда-
ния на датский манер, а потом город перестраивали в
основном итальянские архитекторы.