ПОчиТАТь

Melon Rich | melonrich.ru

№ 2 (2) | ноябрь 2012 года 

89

«Облачный атлас» подобен зеркальному лабиринту, в котором перекли-

каются, наслаиваясь друг на друга, шесть голосов: нотариуса середины 

девятнадцатого века, возвращающегося в США из Австралии; молодого 

композитора, вынужденного торговать душой и телом в Европе между 

Мировыми войнами; журналистки в Калифорнии 1970-х, раскрывающей 

корпоративный заговор; мелкого издателя – нашего современника, уму-

дрившегося сорвать банк на бандитской автобиографии «Удар кастетом» 

и бегущего от кредиторов; клона-прислуги из предприятия быстрого пи-

тания в Корее – стране победившего киберпанка; и гавайского козопаса 

на закате цивилизации.

Впервые на русском – новый монументальный шедевр от автора знаме-

нитого «Сна № 9», также вошедший в шортлист Букеровской премии.

Облачный атлас 

Дэвид Митчелл

 «Camera lucida. Комментарий к фотографии» (1980) Ролана Барта – одно 

из первых фундаментальных исследований природы фотографии и одно-

временно оммаж покойной матери автора. Интерес к случайно попавшей 

в руки фотографии 1870 г. вызвал у Барта желание узнать, благодаря како-

му существенному признаку фотография выделяется из всей совокупно-

сти изображений. Задавшись вопросом классификации, систематизации 

фотографий, философ выстраивает собственную феноменологию, вводя 

понятия Studium и Punctum. Studium обозначает культурную, языковую 

и политическую интерпретацию фотографии, Punctum – сугубо личный 

эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотои-

зображением.

Camera lucida. 

Комментарий к фотографии 

ролан Барт

Новая книга Людмилы Улицкой – автобиографическая проза и эссеисти-

ка – писалась-собиралась в общей сложности двадцать лет, параллельно 

с «Сонечкой», «Казусом Кукоцкого», «Даниэлем Штайном…», «Зеленым 

шатром». Тем интереснее увидеть, как из «мусора жизни» выплавляется 

литература, и как он становится для автора «священным», и уже невоз-

можно выбросить ничего – ни осколки и черепки прошлого, ни мысли, 

опыт, знания, догадки, приобретения, утраты…

Эта книга – бесстрашная в своей откровенности и доверительности. Улиц-

кая впервые пускает читателя в свой мир, вступает с ним в диалог не толь-

ко посредством художественных образов, а прямо и доверчиво – глаза в 

глаза.

Священный мусор 

Людмила улицкая