виды дизайна, изменилась промышленная техника для
производства вещей. Появилось негласное правило – чем
дороже наряд, тем выше статус его обладательницы.
В 1903 году начинает свой путь главный револю-
ционер моды ХХ века гениальный Поль Пуаре.
Именно он позволил женщинам по-новому
взглянуть на себя и на окружающий мир.
Ему удалось провести долгожданные
реформы в модной индустрии в полной
мере. Женщины получили возможность
одеваться самостоятельно и дышать
полной грудью. S-образные силуэты
уступили место платьям с завышенной
талией.
Также Пуаре отказался от многослой-
ных нижних юбок, делавших наряд
объемным, и жесткого корсета с тугой
шнуровкой. Музой маэстро была его жена
Дениз Буле, худая высокая девушка, не по-
хожая на маленьких пышногрудых красавиц
тех лет. Модельер создавал костюмы, которые
хорошо сидели именно на ней и подчеркивали
достоинства ее фигуры. Так, с легкой руки мастера,
появился новый женский образ.
Модой, которую создавал Поль Пуаре, жили до Первой
мировой войны, однако его советы актуальны до сих пор:
«...Женщина с истинным вкусом подбирает себе платья и
украшения, чтобы чувствовать себя красивой. А вовсе не
потому, что так одевается кто-то еще...».
В том же 1903 г. балерина Айседора Дункан произвела
сенсацию, танцуя в свободном просвечивающем платье
без корсета, называемом «пеплос».
Первое же десятилетие нашего века характеризовалось
катаклизмами в общественной жизни, революцией в
общественном сознании и, как следствие, изменениями в
моде. Женщина начинает критически оценивать отведен-
ное ей в обществе место. Из Европы проникает тенденция
к упрощению кроя и отделок. Мода становится более
практичной и демократичной.
Войны и революции заставили многих женщин стать
активными, заняться разного рода деятельностью.
Этот период стал началом женской эмансипации.
Во время Первой мировой войны, пока мужчины вое-
вали, женщинам пришлось самим заботиться о себе,
выполнять мужские обязанности, осваивать новые
профессии. Еще недавно «эфемерные создания»,
они ухаживали за ранеными в госпиталях,
работали на фабриках и заводах, рыли траншеи.
Одежда, которую женщины носили до Первой
мировой войны, была совершенно неприемлема
в военное время, особенно для тех, кто работал в
тылу. Здесь нужны были удобные и функциональные
вещи. Война очень сильно изменила внутренний
мир женщины, ее мировоззрение и характер. А
вместе с этим менялась и внешность.
И вот в начале XX века в женской моде совершает-
ся революция!
Мир моды тогда преобразился до неузнаваемо-
сти, и вместо кринолинов и корсетов мы получили
абсолютно противоположный образ женщины.
Новое направление в моде выразило произведение
Виктора Маргетта «Le garcon»: коротко острижен-
ные волосы, маленький, но ярко накрашенный рот,
густые брови, прямые рубашки, открытые ноги, об-
утые в туфли-лодочки. Этакая высокая, спортивная,
подтянутая брюнетка в образе мальчишки.
Феминизм и эмансипация набирали свои обороты. Время
вызова, время перемен, время появления нового сти-
ля. Наступала эра женщин-подростков Tomboy с
андрогинными телами 15-летних мальчиков.
В Париже таких бунтарок называли «гар-
сон».
Прямой силуэт, короткие волосы, пло-
ская грудь и длинная нитка жемчуга
(до 2-х метров). Девушка выглядит,
одевается и ведет себя как мужчина.
У нее мужское хобби, развлечения,
она интересуется мужскими видами
спорта и проводит свободное время
как многие мужчины. Она сильная,
выносливая, со всем справляется сама
и не ждет ни от кого помощи.
Женщина-политик Ленелотте фон
Ботмер (Германия) впервые появляется в
мужском деловом брючном костюме. Она
в нем напоминает мачо. Голливудская звез-
да Марлен Дитрих и вовсе надела мужской
смокинг, цилиндр и туфли. Но даже сигарета в
руках не убавила ее женственности.
Молодежь была помешана на автомобилях, аэропланах,
гонках. Поэтому кожаные куртки и летные шлемы очень
быстро полюбились и вошли в моду.
В период между двумя войнами непостижимая Коко
Шанель совершила революцию в моде, придав женщине
современный облик.
Все, что она создавала, отличалось простой четкостью
линий и изысканностью. В разгар войны, в
1916 г., Шанель ввела в моду джерси. С подачи
этой легендарной женщины стали носить
искусственный жемчуг и стричься коротко.
Шанель первой стала работать с тканями и
моделями из мужского гардероба и презен-
товала женщинам льняные рубашки, вязаные
свитера, матросский костюм и классический
твидовый пиджак.
В 1921 году появляются духи «Chanel №5».
Это был абсолютно новый запах! Первый
аромат, в создании которого использова-
лись синтетические вещества – альдеги-
ды. А в 1924 году Шанель изобретает свое
знаменитое «маленькое черное платье»,
универсальную модель, которую до сих
пор с удовольствием носят все женщины.
«Золотые двадцатые», «Безумные двад-
цатые», «Ревущие двадцатые» - каждый
из этих эпитетов подчеркивал особенность
времени, пришедшего на смену периоду
великих испытаний, революций, потрясений
и войн.
Это годы, наполненные огромной энергией и
желанием жить, веселиться и наслаждаться
каждым днем, будто он последний. Годы, уто-
пающие в новизне и изменившие представ-
ление о женственности. Годы, благодаря
которым сокровищница мировой моды по-
полнилась огромным количество нова-
торских идей и поистине революционных
для той эпохи задумок, в которых многие
дизайнеры мира черпают свое вдохновение
по сей день.
ТЕМА нОМЕрА: МОДный ДиКТАТ
• «Безумные двадцатые» •
• Феминизм и «гарсоны» •
Melon Rich | melonrich.ru
№ 2 (2) | ноябрь 2012 года
41