виды дизайна, изменилась промышленная техника для 

производства вещей. Появилось негласное правило – чем 

дороже наряд, тем выше статус его обладательницы.

В 1903 году начинает свой путь главный револю-

ционер моды ХХ века гениальный Поль Пуаре. 

Именно он позволил женщинам по-новому 

взглянуть на себя и на окружающий мир. 

Ему удалось провести долгожданные 

реформы в модной индустрии в полной 

мере. Женщины получили возможность 

одеваться самостоятельно и дышать 

полной грудью. S-образные силуэты 

уступили место платьям с завышенной 

талией. 

Также Пуаре отказался от многослой-

ных нижних юбок, делавших наряд 

объемным, и жесткого корсета с тугой 

шнуровкой. Музой маэстро была его жена 

Дениз Буле, худая высокая девушка, не по-

хожая на маленьких пышногрудых красавиц 

тех лет. Модельер создавал костюмы, которые 

хорошо сидели именно на ней и подчеркивали 

достоинства ее фигуры. Так, с легкой руки мастера, 

появился новый женский образ.

Модой, которую создавал Поль Пуаре, жили до Первой 

мировой войны, однако его советы актуальны до сих пор: 

«...Женщина с истинным вкусом подбирает себе платья и 

украшения, чтобы чувствовать себя красивой. А вовсе не 

потому, что так одевается кто-то еще...».

В том же 1903 г. балерина Айседора Дункан произвела 

сенсацию, танцуя в свободном просвечивающем платье 

без корсета, называемом «пеплос».

Первое же десятилетие нашего века характеризовалось 

катаклизмами в общественной жизни, революцией в 

общественном сознании и, как следствие, изменениями в 

моде. Женщина начинает критически оценивать отведен-

ное ей в обществе место. Из Европы проникает тенденция 

к упрощению кроя и отделок. Мода становится более 

практичной и демократичной.

Войны и революции заставили многих женщин стать 

активными, заняться разного рода деятельностью. 

Этот период стал началом женской эмансипации. 

Во время Первой мировой войны, пока мужчины вое-

вали, женщинам пришлось самим заботиться о себе, 

выполнять мужские обязанности, осваивать новые 

профессии. Еще недавно «эфемерные создания», 

они ухаживали за ранеными в госпиталях, 

работали на фабриках и заводах, рыли траншеи. 

Одежда, которую женщины носили до Первой 

мировой войны, была совершенно неприемлема 

в военное время, особенно для тех, кто работал в 

тылу. Здесь нужны были удобные и функциональные 

вещи. Война очень сильно изменила внутренний 

мир женщины, ее мировоззрение и характер. А 

вместе с этим менялась и внешность. 

И вот в начале XX века в женской моде совершает-

ся революция!

 Мир моды тогда преобразился до неузнаваемо-

сти, и вместо кринолинов и корсетов мы получили 

абсолютно противоположный образ женщины.

Новое направление в моде выразило произведение 

Виктора Маргетта «Le garcon»: коротко острижен-

ные волосы, маленький, но ярко накрашенный рот, 

густые брови, прямые рубашки, открытые ноги, об-

утые в туфли-лодочки. Этакая высокая, спортивная, 

подтянутая брюнетка в образе мальчишки. 

Феминизм и эмансипация набирали свои обороты. Время 

вызова, время перемен, время появления нового сти-

ля. Наступала эра женщин-подростков Tomboy с 

андрогинными телами 15-летних мальчиков. 

В Париже таких бунтарок называли «гар-

сон». 

Прямой силуэт, короткие волосы, пло-

ская грудь и длинная нитка жемчуга 

(до 2-х метров). Девушка выглядит, 

одевается и ведет себя как мужчина. 

У нее мужское хобби, развлечения, 

она интересуется мужскими видами 

спорта и проводит свободное время 

как многие мужчины. Она сильная, 

выносливая, со всем справляется сама 

и не ждет ни от кого помощи. 

Женщина-политик Ленелотте фон 

Ботмер (Германия) впервые появляется в 

мужском деловом брючном костюме. Она 

в нем напоминает мачо. Голливудская звез-

да Марлен Дитрих и вовсе надела мужской 

смокинг, цилиндр и туфли. Но даже сигарета в 

руках не убавила ее женственности.

Молодежь была помешана на автомобилях, аэропланах, 

гонках. Поэтому кожаные куртки и летные шлемы очень 

быстро полюбились и вошли в моду.

В период между двумя войнами непостижимая Коко 

Шанель совершила революцию в моде, придав женщине 

современный облик. 

Все, что она создавала, отличалось простой четкостью 

линий и изысканностью. В разгар войны, в 

1916 г., Шанель ввела в моду джерси. С подачи 

этой легендарной женщины стали носить 

искусственный жемчуг и стричься коротко. 

Шанель первой стала работать с тканями и 

моделями из мужского гардероба и презен-

товала женщинам льняные рубашки, вязаные 

свитера, матросский костюм и классический 

твидовый пиджак.

 В 1921 году появляются духи «Chanel №5». 

Это был абсолютно новый запах! Первый 

аромат, в создании которого использова-

лись синтетические вещества – альдеги-

ды. А в 1924 году Шанель изобретает свое 

знаменитое «маленькое черное платье», 

универсальную модель, которую до сих 

пор с удовольствием носят все женщины. 

«Золотые двадцатые», «Безумные двад-

цатые», «Ревущие двадцатые» - каждый 

из этих эпитетов подчеркивал особенность 

времени, пришедшего на смену периоду 

великих испытаний, революций, потрясений 

и войн. 

Это годы, наполненные огромной энергией и 

желанием жить, веселиться и наслаждаться 

каждым днем, будто он последний. Годы, уто-

пающие в новизне и изменившие представ-

ление о женственности. Годы, благодаря 

которым сокровищница мировой моды по-

полнилась огромным количество нова-

торских идей и поистине революционных 

для той эпохи задумок, в которых многие 

дизайнеры мира черпают свое вдохновение 

по сей день.

ТЕМА нОМЕрА: МОДный ДиКТАТ

• «Безумные двадцатые» 

• Феминизм и «гарсоны» 

Melon Rich | melonrich.ru

№ 2 (2) | ноябрь 2012 года 

41