| Melon Ric

h | 19 | 2016

44

катерина Дашкова принадлежала к знатному 

роду и была третьей дочерью знаменитого 

графа Воронцова, поэтому ее юность не была 

омрачена безденежьем или какими-либо забо-

тами, она прошла в обстановке роскоши и достатка. 

В XVIII веке молодые девушки были ограничены в воз-

можности получать разностороннее образование, даже 

графини не могли обучаться точным наукам наравне 

с мужчинами. Первичное образование для девушек обя-

зательно включало в себя танцы, рисование и изучение 

языков. Надо заметить, что Дашкова была прилежной 

ученицей, обожала чтение и старалась преуспеть во всех 

науках, которые ей преподавали учителя. А то, что вы-

бивалось из общепринятого образования для слабого 

пола, Дашкова черпала из книг в отцовской библиотеке. 

Среди любимых писателей княгини значились Монте-

скье и Вольтер. С последним Екатерина Романовна впо-

следствии встретится лично во время одной из своих за-

граничных поездок и заведет крепкую дружбу, которая 

поможет княгине совершить великие перемены. 

Таким образом благодаря своей тяге к знаниям она ста-

ла, как нынче принято говорить, «self-made woman» — 

успешной и образованной. 

Но отвлечемся ненадолго от дел давно минувших дней. 

Давайте зададим себе вопрос: как себя ощущает жен-

щина сегодня, в современном мире? И кто она? Среди 

ответов вы обязательно найдете рассуждения о том, что 

в наше время женщина все больше отвоевывает себе ли-

дирующую позицию. Женщины в политике, искусстве, 

экономике, женщины-президенты и женщины-ученые. 

Однако так было не всегда. 

В российской истории модный феминизм зародился 

с появлением первых императриц. И с тех пор, оставаясь 

немного позади вспыльчивых и властолюбивых мужчин, 

женщины упорно делали то, что у них получается лучше 

всего, — создавали устойчивый фундамент для великих 

свершений. 

Но вернемся обратно в XVIII век.  Дашкова прекрасно 

ориентировалась в дипломатических вопросах; ее дядя, 

вице-канцлер Михаил Илларионович Воронцов, думает-

ся, сыграл немаловажную роль в становлении Екатери-

ны Романовны как дипломата. 

А вскоре Дашкова была представлена непосредственно 

будущей императрице Екатерине II как одна из самых 

образованных придворных дам. Связи, как сейчас, так 

и в далеком 1758 году, решали все. Прошло 4 года, 

и за это время две Екатерины настолько сблизились, что 

Дашкова стала непосредственным участником государ-

ственного переворота, в ходе которого на престол взош-

ла Екатерина II. Более того, наряду со скандально из-

вестным графом Орловым княгиня Дашкова становится 

главным инициатором и исполнителем переворота. 

После коронации подруги-императрицы Дашкова ожи-

дала получить высокий пост. Но Екатерина II решила 

по-своему. И Дашкова, так и не получив желанного по-

ста, отправилась в длительные заграничные странствия. 

Почти 13 лет непрерывных европейских путешествий, 

множество стран и городов, встречи с лучшими умами 

Старого Света, исследования, дневники, мемуары. На 

это время Дашкова отстранилась от политических гонок 

и возвратилась к своему главному увлечению — науке 

и образованию. 

Но отступать Екатерина Романовна не привыкла, и спу-

стя много лет после возвращения в столицу Российского 

государства она вновь стала приближенной императри-

цы. Их вновь возродившаяся дружба приносит бесцен-

ные плоды — княгиня становится первой в мире женщи-

ной, взявшей в свои руки управление Академией наук. 

Дашкова использует этот шанс и не упускает его вплоть 

до 1796 года. За это радужное для российского образо-

вания время было проведено бесчисленное количество 

реформ и изменений. 

Среди главных детищ княгини Екатерины Романовны 

— проекты по усилению гуманитарных наук. Дашкова 

сумела инициировать и создать новые стандарты обра-

зования: были увеличены студенческие классы, появи-

лись общедоступные курсы лекций, открылись новые 

учебные заведения, главное из которых — Император-

ская Российская академия. 

Именно здесь началось всестороннее изучение русского 

языка, его популяризация и распространение. Для по-

вышения знаний каждого жителя империи был создан 

специальный «переводческий департамент», который 

специализировался на обработке классической европей-

ской литературы. Переоценить вклад, который оставила 

в русской истории после себя княгиня Дашкова, невоз-

можно. 

И несмотря на то, что женская натура считается проти-

воречивой, именно эти противоречия рождают неведо-

мую силу, способную совершить подвиги во имя вечных 

ценностей. Каждый шаг, пройденный Екатериной Даш-

ковой от фаворитки до главы Академии наук, каждое ее 

действие были точными и осознанными, сделавшими ее 

легендой. 

Ум без горя

#ЛЕГЕНДА

Е

Оставить свой след в истории — заветное желание многих. Стремления, амбиции, желания становятся слагае-

мыми успеха. Но история учит, что легендой станет не обязательно тот, чье имя при жизни вызывало восхище-

ние. Легенде часто свойственно до поры до времени оставаться в тени... 

ТЕКСТ: Анна Кочерова