| Melon Ric

h | 19 | 2016

22

#КУЛЬТУРА|ДЕЯТЕЛЬ

позволить. Но мои мечты все-таки воплотились в жизнь. 

И теперь, готовя новую картину, я предъявляю к себе 

еще более высокие требования. 

Уже на этапе создания сценария я погружен в глубокие 

раздумья и сомнения. В силу известных причин, конеч-

но, мне близок и понятен легкий жанр. Наверное, пра-

вильнее было бы после двух тяжелых картин снять лег-

кую комедию. Но что-то мне не хочется... Не до смеха 

мне.

MR: Совсем недавно на сцене театра имени Вах-

тангова вы вручили Марии Ароновой между-

народные награды, присужденные ей за роль 

Марии Бочкаревой в фильме «Батальонъ» в но-

минации «Лучшая актриса». Мария воплотила 

на экране героический образ сильной женщины. 

А считаете ли вы Марию сильной в жизни? Рас-

скажите о вашей дружбе и работе над картиной.

И. У.: Мария Аронова, наверное, са-

мая сильная женщина из всех, кого я 

когда-либо встречал. При этом она 

человек огромного обаяния, фанта-

стического юмора, человеческой и 

душевной широты. Началась наша 

дружба давно, когда в эфир выходи-

ла моя программа «Оба-на!», которой 

в этом году исполняется 25 лет. Мне 

нужно было найти двух клоунесс для 

программы. 

Первое, что я сделал, — придумал их 

образы: одна должна была быть не 

худенькой, социальной, смешной кло-

унессой, с которой я бы играл все сце-

ны. Образу второй соответствовала 

бы тоненькая, танцующая и поющая 

клоунесса для музыкальных номеров. 

Я рассказал о своей задумке моему 

другу Мише Борисову, педагогу Щу-

кинского училища. Он ухмыльнулся 

и сказал: «Приходи завтра». Так я 

попал на класс-концерт в «Щуку», где 

показывался третий курс. Я сразу же 

отметил двух потрясающих, талант-

ливых студенток — Марию Аронову и Нонну Гришаеву. 

Они были теми, кого я искал! На следующий день они 

уже снимались в программе «Оба-на!». Профессиональ-

ная судьба обеих моих подружек сложилась удачно! 

Что же касается работы Маши Ароновой в картине «Ба-

тальонъ», то сам фильм был задуман под нее. Когда я 

увидел фото Марии Бочкаревой и прочитал о ее герои-

ческой судьбе, я сказал себе: наконец-то я нашел роль 

для Маши Ароновой! До этого Мария играла главным 

образом комедийные роли, а мне очень хотелось, чтобы 

она сделала серьезный человеческий и профессиональ-

ный шаг в совершенно новое измерение. И я прекрасно 

понимал, что для нее как актрисы такая роль станет важ-

нейшим событием. 

MR: Сегодня отечественная киноиндустрия, как 

и мировая в целом, столкнулась с новыми реали-

ями: кино перестало быть искусством, все боль-

ше превращаясь в бизнес. Фильмы начинают 

оцениваться не с точки зрения их художествен-

ной ценности, а по принципу «собрала ли картина 

кассу». Что вы думаете об этом и что, по вашему 

мнению, ждет российскую киноиндустрию через 

десять лет?

И. У.: К сожалению, общемировая тенденция развития 

киноиндустрии сводится к тому, что просмотр фильмов 

превратился в некий аттракцион. Это подтверждают все 

без исключения дистрибьюторские компании. Зрители, 

будь то в Америке, Китае, России или Европе, хотят раз-

влекаться или ужасаться. И чем больше на экране проис-

ходит спецэффектов, стрельбы, ужасов, чего-то смешного 

или фантастического, тем «продажней» кино. Увы, такая 

тенденция действительно существует. Ей соответствуют 

многие фильмы — лидеры кассовых сборов, в том чис-

ле и в России. Возьмем ряд американских картин, рас-

считанных на «кассу». Мне лично 

трудно их смотреть, потому что я 

даже сюжет зачастую не могу уло-

вить. Оказывается, что он для них 

и не особо важен. Для меня, челове-

ка, воспитанного в традиции совет-

ской киношколы, в кино важны три 

составляющих: сценарий, сценарий 

и еще раз сценарий. В большинстве 

«кассовых» картин сегодня сцена-

рия нет. Там есть эффектные трюки 

и сцены, не связанные каким-либо 

сюжетом. Тем не менее российский 

зритель — он другой. И даже моло-

дой российский зритель, выросший 

совершенно в иной стране, неиз-

менно чувствует, где правда, а где 

ложь. Но в целом, конечно, зритель-

ская аудитория опошлилась и стала 

бездумной. Я рад, что нам удалось 

создать фильм, выходящий за рамки 

вышеупомянутой тенденции. Что ка-

сается кассовых сборов, то на насто-

ящий момент «Батальонъ» собрал 

зрителей больше, чем любая другая 

игровая российская картина. Не это ли показатель того, 

что зрительский интерес к военному кино чрезвычайно 

высок в нашей стране! После просмотра нашей картины 

люди выходят заплаканные, задумчивые, долго молчат, 

не могут говорить. Такая реакция свидетельствует о том, 

что наш зритель все-таки еще способен сопереживать, 

думать. Что же будет с кино дальше — трудно судить. 

Но тенденция крайне опасная. Именно поэтому те, кто 

способен и может делать хорошее, «человеческое» кино, 

должны серьезно трудиться: пробивать и снимать свои 

проекты. В том числе и при поддержке государства. 

MR: Стоит ли государству поддерживать кине-

матограф?

И. У.: Очень актуальный вопрос. С одной стороны, 

кинематограф считается индустрией. А если это инду-

стрия, значит, она должна быть коммерциализирована? 

«Я был поражен их 

выносливостью, тер-

пением и самоотда-

чей! Я считаю, что все 

наши актрисы, без ис-

ключения, совершили 

подвиг на съемочной 

площадке. И я беско-

нечно благодарен им 

за то, с каким досто-

инством и выдерж-

кой они прошли через 

сложные съемочные 

испытания, вложив в 

картину огромное ко-

личество сил, энергии 

и души!»