| Melon Ric
h | 19 | 2016
22
#КУЛЬТУРА|ДЕЯТЕЛЬ
позволить. Но мои мечты все-таки воплотились в жизнь.
И теперь, готовя новую картину, я предъявляю к себе
еще более высокие требования.
Уже на этапе создания сценария я погружен в глубокие
раздумья и сомнения. В силу известных причин, конеч-
но, мне близок и понятен легкий жанр. Наверное, пра-
вильнее было бы после двух тяжелых картин снять лег-
кую комедию. Но что-то мне не хочется... Не до смеха
мне.
MR: Совсем недавно на сцене театра имени Вах-
тангова вы вручили Марии Ароновой между-
народные награды, присужденные ей за роль
Марии Бочкаревой в фильме «Батальонъ» в но-
минации «Лучшая актриса». Мария воплотила
на экране героический образ сильной женщины.
А считаете ли вы Марию сильной в жизни? Рас-
скажите о вашей дружбе и работе над картиной.
И. У.: Мария Аронова, наверное, са-
мая сильная женщина из всех, кого я
когда-либо встречал. При этом она
человек огромного обаяния, фанта-
стического юмора, человеческой и
душевной широты. Началась наша
дружба давно, когда в эфир выходи-
ла моя программа «Оба-на!», которой
в этом году исполняется 25 лет. Мне
нужно было найти двух клоунесс для
программы.
Первое, что я сделал, — придумал их
образы: одна должна была быть не
худенькой, социальной, смешной кло-
унессой, с которой я бы играл все сце-
ны. Образу второй соответствовала
бы тоненькая, танцующая и поющая
клоунесса для музыкальных номеров.
Я рассказал о своей задумке моему
другу Мише Борисову, педагогу Щу-
кинского училища. Он ухмыльнулся
и сказал: «Приходи завтра». Так я
попал на класс-концерт в «Щуку», где
показывался третий курс. Я сразу же
отметил двух потрясающих, талант-
ливых студенток — Марию Аронову и Нонну Гришаеву.
Они были теми, кого я искал! На следующий день они
уже снимались в программе «Оба-на!». Профессиональ-
ная судьба обеих моих подружек сложилась удачно!
Что же касается работы Маши Ароновой в картине «Ба-
тальонъ», то сам фильм был задуман под нее. Когда я
увидел фото Марии Бочкаревой и прочитал о ее герои-
ческой судьбе, я сказал себе: наконец-то я нашел роль
для Маши Ароновой! До этого Мария играла главным
образом комедийные роли, а мне очень хотелось, чтобы
она сделала серьезный человеческий и профессиональ-
ный шаг в совершенно новое измерение. И я прекрасно
понимал, что для нее как актрисы такая роль станет важ-
нейшим событием.
MR: Сегодня отечественная киноиндустрия, как
и мировая в целом, столкнулась с новыми реали-
ями: кино перестало быть искусством, все боль-
ше превращаясь в бизнес. Фильмы начинают
оцениваться не с точки зрения их художествен-
ной ценности, а по принципу «собрала ли картина
кассу». Что вы думаете об этом и что, по вашему
мнению, ждет российскую киноиндустрию через
десять лет?
И. У.: К сожалению, общемировая тенденция развития
киноиндустрии сводится к тому, что просмотр фильмов
превратился в некий аттракцион. Это подтверждают все
без исключения дистрибьюторские компании. Зрители,
будь то в Америке, Китае, России или Европе, хотят раз-
влекаться или ужасаться. И чем больше на экране проис-
ходит спецэффектов, стрельбы, ужасов, чего-то смешного
или фантастического, тем «продажней» кино. Увы, такая
тенденция действительно существует. Ей соответствуют
многие фильмы — лидеры кассовых сборов, в том чис-
ле и в России. Возьмем ряд американских картин, рас-
считанных на «кассу». Мне лично
трудно их смотреть, потому что я
даже сюжет зачастую не могу уло-
вить. Оказывается, что он для них
и не особо важен. Для меня, челове-
ка, воспитанного в традиции совет-
ской киношколы, в кино важны три
составляющих: сценарий, сценарий
и еще раз сценарий. В большинстве
«кассовых» картин сегодня сцена-
рия нет. Там есть эффектные трюки
и сцены, не связанные каким-либо
сюжетом. Тем не менее российский
зритель — он другой. И даже моло-
дой российский зритель, выросший
совершенно в иной стране, неиз-
менно чувствует, где правда, а где
ложь. Но в целом, конечно, зритель-
ская аудитория опошлилась и стала
бездумной. Я рад, что нам удалось
создать фильм, выходящий за рамки
вышеупомянутой тенденции. Что ка-
сается кассовых сборов, то на насто-
ящий момент «Батальонъ» собрал
зрителей больше, чем любая другая
игровая российская картина. Не это ли показатель того,
что зрительский интерес к военному кино чрезвычайно
высок в нашей стране! После просмотра нашей картины
люди выходят заплаканные, задумчивые, долго молчат,
не могут говорить. Такая реакция свидетельствует о том,
что наш зритель все-таки еще способен сопереживать,
думать. Что же будет с кино дальше — трудно судить.
Но тенденция крайне опасная. Именно поэтому те, кто
способен и может делать хорошее, «человеческое» кино,
должны серьезно трудиться: пробивать и снимать свои
проекты. В том числе и при поддержке государства.
MR: Стоит ли государству поддерживать кине-
матограф?
И. У.: Очень актуальный вопрос. С одной стороны,
кинематограф считается индустрией. А если это инду-
стрия, значит, она должна быть коммерциализирована?
«Я был поражен их
выносливостью, тер-
пением и самоотда-
чей! Я считаю, что все
наши актрисы, без ис-
ключения, совершили
подвиг на съемочной
площадке. И я беско-
нечно благодарен им
за то, с каким досто-
инством и выдерж-
кой они прошли через
сложные съемочные
испытания, вложив в
картину огромное ко-
личество сил, энергии
и души!»