| Melon Ric
h | 19 | 2016
21
MR: Игорь Станиславович, тема этого номера —
«Сильные женщины». Вам удалось найти подход
к четыремстам женщинам, побывавшим у вас на
съемочной площадке. И ни у одной из них, учиты-
вая тяжелейшие нагрузки, не возникло желания
бросить все и отправиться домой?
И. У.: Перед девушками стояла грандиозная задача: надо
было побеждать не только по сценарию, но и в жизни,
и прежде всего — самих себя. Представьте только: подъем
каждый день в четыре утра. В дождь ли, в холод, в сля-
коть — без разницы! Чего только стоили съемки баталь-
ных сцен, когда в эпизоде газовой атаки девочки бежали
в противогазах, ничего не видя перед собой из-за дыма.
Я был поражен их выносливостью, терпением и самоотда-
чей! Я считаю, что все наши актрисы, без исключения, со-
вершили подвиг на съемочной площадке. И я бесконечно
благодарен им за то, с каким достоинством и выдержкой
они прошли через сложные съемочные испытания, вло-
жив в картину огромное количество сил, энергии и души!
Когда в июне 2015 года в индийском посольстве нам
вручали награды кинофестиваля в Мумбаи, я сказал, что
свою награду посвящаю всем женщинам России.
MR: Как вы считаете, в чем главная причина меж-
дународного признания «Батальона»?
И. У.: Знаете, мы не пытались «подогнать» картину под
какие-либо форматы, тем более международные. Мы про-
сто старались не изменять традициям советской кинема-
тографической школы. Мы были максимально честны как
перед нашим зрителем, так и перед самими собой. Вспом-
ните, у нас ведь было великое советское кино, которое вы-
зывало восторг во всем мире.
Это кино было самобытным, рожденным отечественной
культурной традицией, оно не подстраивалось ни под ка-
кие зарубежные стандарты. «Летят журавли» и «Война
и мир» были признаны лучшими и обеспечили огромные
кассовые сборы в мировом прокате. Именно об этом я все
чаще говорю в последнее время: не надо идти по чужому
пути! Мне кажется, что такая вот кинематографическая
независимость, понимание своего собственного достоин-
ства — это и есть основная причина международного при-
знания нашей картины.
MR: Вы создали две крупнейшие киноленты о
войне — «Батальонъ» и «Брестскую крепость». От-
куда такая тяга к военно-историческому жанру?
И. У.: Мне действительно удалось воплотить в жизнь две
своих мечты — снять картины о Первой и Второй ми-
ровых войнах. Откуда тяга? Все началось с «Брестской
крепости». Я мечтал снять эту картину с юности. Но моя
жизнь сложилась таким образом, что большую ее часть
я занимался развлекательным жанром. Наверное, в этом
тогда было мое творческое и человеческое предназначе-
ние. Сейчас времена изменились, изменился и я. Я повзро-
слел — теперь больше понимаю и думаю. Могу сказать,
что военное кино — самое сложное. И чем бы я ни зани-
мался в жизни, меня всегда тянуло именно к нему. Оно во
мне жило и будет жить. Я с огромным интересом смотрел
советские военные фильмы. Понимая, что прикоснуться к
этому вряд ли удастся, я завидовал тем, кто мог себе это
«Перед девушками стояла грандиозная задача:
надо было побеждать не только по сценарию, но и
в жизни, и прежде всего —
самих себя».