| Melon Ric

h | 19 | 2016

21

MR: Игорь Станиславович, тема этого номера — 

«Сильные женщины». Вам удалось найти подход 

к четыремстам женщинам, побывавшим у вас на 

съемочной площадке. И ни у одной из них, учиты-

вая тяжелейшие нагрузки, не возникло желания 

бросить все и отправиться домой?   

И. У.: Перед девушками стояла грандиозная задача: надо 

было побеждать не только по сценарию, но и в жизни, 

и прежде всего — самих себя. Представьте только: подъем 

каждый день в четыре утра. В дождь ли, в холод, в сля-

коть — без разницы! Чего только стоили съемки баталь-

ных сцен, когда в эпизоде газовой атаки девочки бежали 

в противогазах, ничего не видя перед собой из-за дыма. 

Я был поражен их выносливостью, терпением и самоотда-

чей! Я считаю, что все наши актрисы, без исключения, со-

вершили подвиг на съемочной площадке. И я бесконечно 

благодарен им за то, с каким достоинством и выдержкой 

они прошли через сложные съемочные испытания, вло-

жив в картину огромное количество сил, энергии и души! 

Когда в июне 2015 года в индийском посольстве нам 

вручали награды кинофестиваля в Мумбаи, я сказал, что 

свою награду посвящаю всем женщинам России. 

MR: Как вы считаете, в чем главная причина меж-

дународного признания «Батальона»? 

И. У.: Знаете, мы не пытались «подогнать» картину под 

какие-либо форматы, тем более международные. Мы про-

сто старались не изменять традициям советской кинема-

тографической школы. Мы были максимально честны как 

перед нашим зрителем, так и перед самими собой. Вспом-

ните, у нас ведь было великое советское кино, которое вы-

зывало восторг во всем мире. 

Это кино было самобытным, рожденным отечественной 

культурной традицией, оно не подстраивалось ни под ка-

кие зарубежные стандарты. «Летят журавли» и «Война 

и мир» были признаны лучшими и обеспечили огромные 

кассовые сборы в мировом прокате. Именно об этом я все 

чаще говорю в последнее время: не надо идти по чужому 

пути! Мне кажется, что такая вот кинематографическая 

независимость, понимание своего собственного достоин-

ства — это и есть основная причина международного при-

знания нашей картины.  

MR: Вы создали две крупнейшие киноленты о 

войне — «Батальонъ» и «Брестскую крепость». От-

куда такая тяга к военно-историческому жанру? 

И. У.: Мне действительно удалось воплотить в жизнь две 

своих мечты — снять картины о Первой и Второй ми-

ровых войнах. Откуда тяга? Все началось с «Брестской 

крепости». Я мечтал снять эту картину с юности. Но моя 

жизнь сложилась таким образом, что большую ее часть 

я занимался развлекательным жанром. Наверное, в этом 

тогда было мое творческое и человеческое предназначе-

ние. Сейчас времена изменились, изменился и я. Я повзро-

слел — теперь больше понимаю и думаю. Могу сказать, 

что военное кино — самое сложное. И чем бы я ни зани-

мался в жизни, меня всегда тянуло именно к нему. Оно во 

мне жило и будет жить. Я с огромным интересом смотрел 

советские военные фильмы. Понимая, что прикоснуться к 

этому вряд ли удастся, я завидовал тем, кто мог себе это 

«Перед девушками стояла грандиозная задача: 

надо было побеждать не только по сценарию, но и 

в жизни, и прежде всего —

 

самих себя».