| MELON RICH
| 18
| 2015
20
#КУЛЬТУРА | деятель
М
юзикл Александра Журбина – новый взгляд на нестаре-
ющий сюжет. Это не только сатира, беспощадно высме-
ивающая пороки, но и смелая попытка осмыслить темы,
затронутые Фонвизиным в условиях современной российской
действительности. Авторы спектакля делают ставку на гротеск, на-
мереваясь показать нравственную деградацию общества в крайне
уродливых и комических формах. О злободневности пьесы с бо-
лее чем двухвековой историей мы поговорили с автором музыки к
спектаклю Александром Журбиным.
MR: Александр Борисович, многие годы Вы живете на две стра-
ны: полгода в России, полгода в США. Ощущаете ли вы разницу
культур и менталитета?
А.Ж.: Безусловно. Америка и Россия – две совершенно разные
страны. Есть много сходств, но это чисто внешние вещи: улыбчи-
вость, гостеприимство, открытость, но на самом деле все разное.
Американцы воспитаны в другом культурном контексте. Важным
элементом их жизни является религия, строгая этика, выполне-
ние некоторых нравственных заповедей. Для этого совершенно не
обязательно ходить каждый день в церковь и отбивать там сотни
поклонов. И даже, наверное, не обязательно верить в бога, как не-
коего дедушку с бородой, сидящего на облаке и за всеми нами на-
блюдающего. У них религия состоит в том, что есть нравственные
законы, которые нельзя преступать. Причем неважно, католик ты
или протестант, иудей или мусульманин. Ну и, конечно, отноше-
ния между людьми строятся в Америке на иных принципах, нежели
в России. С одной стороны, они гораздо более прохладные, никто
не лезет друг другу в душу, никто не будет пить водку и исповедо-
ваться перед случайно встреченным человеком. Но зато они держат
слово, выполняют обещания, не шумят на улицах. Об этом можно
говорить часами. Где лучше? Я не знаю. Там свои недостатки, здесь
другие. Идеального мира нет нигде.
MR: В конце июля на сцене театра под руководством Геннадия Чи-
хачева состоялась мировая премьера Вашего мюзикла «Недоросль»
по бессмертной комедии Фонвизина. Чем привлекла Вас эта работа?
A.Ж.: Я очень люблю классические сюжеты. Они всегда хо-
роши тем, что каким-то образом относятся к современно-
сти, всегда есть точки пересечения с сегодняшней жизнью.
Ну, а в «Недоросли» этого более чем достаточно. Сейчас,
когда в России остро стоит проблема власти, не видящей
и не слышащей тех, кем она управляет, Фонвизин нам очень кстати.
Но не только это. Помимо сатиры, в этой пьесе есть чудесная лири-
ческая линия, и, как мне кажется, это получилось и у меня, и у театра.
В общем я получил удовольствие от работы с Театром Чихачева.
MR: По словам режиссера, спектакль должен пробуждать в зрите-
лях противоречивые чувства. Но делая ставку на гротеск, не боя-
лись ли Вы скатиться до глупости и пошлости?
A.Ж.: От глупости и пошлости нас должны оберегать при-
родные инстинкты и хорошо воспитанный вкус. Насчет про-
тиворечивых чувств – не знаю, я считаю, что спектакль дол-
жен нравиться или не нравиться. То есть вы как зритель его
выбираете и рекомендуете друзьям. Или наоборот, говорите
друзьям, чтобы они не тратили зря времени и денег. Но тут есть
и другое. Мейерхольд говорил: если никому не нравится – это пло-
хой спектакль, если всем нравится – это тоже плохой спектакль.
А вот если одним нравится, а другим не нравится – тогда это хоро-
ший спектакль.
Минувшим летом в Москве
прошли две премьеры
постановок, автором музыки
к которым стал известный
российский композитор
Александр Журбин. Это мюзикл
по мотивам хрестоматийной
комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» на сцене
Московского музыкального
театра под руководством
Геннадия Чихачёва и опера
«Мелкий бес» в Камерном
музыкальном театре
им. Б.А. Покровского.