| MELON RICH 

| 18 

| 2015

20

#КУЛЬТУРА | деятель

М

юзикл Александра Журбина – новый взгляд на нестаре-

ющий сюжет. Это не только сатира, беспощадно высме-

ивающая пороки, но и смелая попытка осмыслить темы, 

затронутые Фонвизиным в условиях современной российской 

действительности. Авторы спектакля делают ставку на гротеск, на-

мереваясь показать нравственную деградацию общества в крайне 

уродливых и комических формах. О злободневности пьесы с бо-

лее чем двухвековой историей мы поговорили с автором музыки к 

спектаклю Александром Журбиным.

MR: Александр Борисович, многие годы Вы живете на две стра-

ны: полгода в России, полгода в США. Ощущаете ли вы разницу 

культур и менталитета?

А.Ж.: Безусловно. Америка и Россия – две совершенно разные 

страны. Есть много сходств, но это чисто внешние вещи: улыбчи-

вость, гостеприимство, открытость, но на самом деле все разное. 

Американцы воспитаны в другом культурном контексте. Важным 

элементом их жизни является религия, строгая этика, выполне-

ние некоторых нравственных заповедей. Для этого совершенно не 

обязательно ходить каждый день в церковь и отбивать там сотни 

поклонов. И даже, наверное, не обязательно верить в бога, как не-

коего дедушку с бородой, сидящего на облаке и за всеми нами на-

блюдающего. У них религия состоит в том, что есть нравственные 

законы, которые нельзя преступать. Причем неважно, католик ты 

или протестант, иудей или мусульманин. Ну и, конечно, отноше-

ния между людьми строятся в Америке на иных принципах, нежели 

в России. С одной стороны, они гораздо более прохладные, никто 

не лезет друг другу в душу, никто не будет пить водку и исповедо-

ваться перед случайно встреченным человеком. Но зато они держат 

слово, выполняют обещания, не шумят на улицах. Об этом можно 

говорить часами. Где лучше? Я не знаю. Там свои недостатки, здесь 

другие. Идеального мира нет нигде.

MR: В конце июля на сцене театра под руководством Геннадия Чи-

хачева состоялась мировая премьера Вашего мюзикла «Недоросль» 

по бессмертной комедии Фонвизина. Чем привлекла Вас эта работа?

A.Ж.: Я очень люблю классические сюжеты. Они всегда хо-

роши тем, что каким-то образом относятся к современно-

сти, всегда есть точки пересечения с сегодняшней жизнью. 

Ну, а в «Недоросли» этого более чем достаточно. Сейчас, 

когда в России остро стоит проблема власти, не видящей 

 

и не слышащей тех, кем она управляет, Фонвизин нам очень кстати. 

Но не только это. Помимо сатиры, в этой пьесе есть чудесная лири-

ческая линия, и, как мне кажется, это получилось и у меня, и у театра. 

В общем я получил удовольствие от работы с Театром Чихачева.

MR: По словам режиссера, спектакль должен пробуждать в зрите-

лях противоречивые чувства. Но делая ставку на гротеск, не боя-

лись ли Вы скатиться до глупости и пошлости?

A.Ж.: От глупости и пошлости нас должны оберегать при-

родные инстинкты и хорошо воспитанный вкус. Насчет про-

тиворечивых чувств – не знаю, я считаю, что спектакль дол-

жен нравиться или не нравиться. То есть вы как зритель его 

выбираете и рекомендуете друзьям. Или наоборот, говорите 

друзьям, чтобы они не тратили зря времени и денег. Но тут есть  

и другое. Мейерхольд говорил: если никому не нравится – это пло-

хой спектакль, если всем нравится – это тоже плохой спектакль.  

А вот если одним нравится, а другим не нравится – тогда это хоро-

ший спектакль.

Минувшим летом в Москве 

прошли две премьеры 

постановок, автором музыки 

к которым стал известный 

российский композитор 

Александр Журбин. Это мюзикл 

по мотивам хрестоматийной 

комедии Д.И. Фонвизина 

«Недоросль» на сцене 

Московского музыкального 

театра под руководством 

Геннадия Чихачёва и опера 

«Мелкий бес» в Камерном 

музыкальном театре  

им. Б.А. Покровского.