35
|
Mel
on R
ic
h
|
12
|
201
4
Права или нет Фаина Георгиевна, но комедия «Свадь-
ба» на долгие годы стала одним из любимейших
зрителями фильмов. Сколько фраз из фильма стали
крылатыми! Вспомните коронное выражение Оси-
па Абдулова «В Греции все есть!» или фразу Фаины
Раневской «Хочут свою образованность показать...».
Представляя собой кладезь российского остроумия,
«Свадьба» беспристрастно описывает человеческие
пороки и заблуждения. Пошлейшая история сва-
дебных разборок в семье мещан Жигаловых, пыта-
ющихся во что бы то ни стало заполучить в женихи
капризного чиновника Апломбова, превращается в
подлинную энциклопедию национальных характеров.
Сама Раневская, создавая образ, пользовалась наблю-
дениями из реальной жизни. «Похожести гримом тут
не добьешься. Я ведь напяливала платье, подтягивала
кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на
съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут
в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жести-
кулировать - это уже потом» - признавалась она.
После войны Фаина Раневская сыграла несколько
заметных ролей. В 1947 году на экраны вышла ко-
медия Григория Александрова «Весна» с Любовью
Орловой и Николаем Черкасовым в главных ро-
лях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь
один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна по-
давала завтрак своей знаменитой племяннице.
Александров предложил актрисе самой сделать себе
роль. Раневская придумала множество веселых фраз
и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внес-
ли в картину комедийную характерную, водевильную
стихию. Помните разговор по телефону: «Скорую
помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев
Маргаритович. Маргарит Львович». В итоге, играющие
роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт,
запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.
В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой
сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой.
Эта картина - одна из немногих, принесших актрисе
настоящую радость. Раневская сыграла с присущей ей
яркостью, правдоподобностью. Г. Скороходов в книге
«Разговоры с Раневской» говорил: «В ее Мачехе зрители
узнавали, несмотря на пышные средневековые одежды,
сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу, просто
знакомую, установившую в семье режим своей диктату-
ры. Это бытовой план роли, достаточно злой и вырази-
тельный». Одна из самых замечательных сцен в фильме
с участием Раневской это, безусловно, охота за знаками
внимания короля и принца на балу. Скороходов пишет в
своей книге: «В этой сцене все смешно: и то, чем зани-
мается милое семейство, и то, как оно это делает. Ранев-
ская здесь - минимальный соавтор Шварца-сценариста,
но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают
матери о знаках внимания, и та, зная силу документа,
немедленно фиксирует в блокноте каждый факт».
Автор сценария Евгений Львович Шварц, как никто дру-
гой бережно относившийся к каждой фразе и каждому
слову в сценарии, с удовольствием позволял Раневской
«отсебятину». Однажды она вспоминала: «Там была
еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные
перья — это я сама придумала: мне показалось очень
характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут
же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различ-
ные перья и любоваться собой. Но для действия мне
не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я
насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»
Мачеха - одна из лучших комедийных ролей Ранев-
ской: она, сугубо отрицательный персонаж сказ-
ки, вызывает у зрителей настоящий восторг!
Удивительно, но за долгие годы Финна Раневская так
и не сыграла ни одной великой роли мирового ре-
пертуара. Все экранные и сценические работы Ранев-
ской можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни
не сделала 99 процентов из ста» - говорила она. Но
даже то немногое сделало ее величайшей отечествен-
ной актрисой. Лондонский ежегодник «Кто есть кто»
включил ее в число десяти лучших актрис ХХ века. И
не случайно. Кто-то из крупных режиссеров сказал о
Фаине Георгиевне: «Она может все!» Актриса в совер-
шенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса:
она не играла – она жила своими ролями, как живут
играми дети - до конца, по полной правды, до счастья.
«Женишься, тогда-то осознаешь, что счастье существует. Да поздно уж будет»
«Жизнь невероятно коротка, чтобы транжирить её на
жадных мужчин, диеты или мрачное настроение»
«В моём тучном, брюзглом теле заточена очень милая, изящная женщина,
но она всё никак не выкарабкается наружу. А если взять во внимание мой
аппетит, то можно сделать вывод, что сие заточение для неё пожизненное»