33
|
Mel
on R
ic
h
|
12
|
201
4
Н
а счету Фаины Раневской более 50-ти ролей в самых
популярных спектаклях того времени, среди ко-
торых: «Живой труп», «Без вины виноватые», «На
всякого мудреца…», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Виш-
невый сад», «Женитьба», «Рассвет над Москвой», «Модная
лавка», «Правда – хорошо, а счастье лучше», около 25-ти
ролей в кино, среди которых: «Пышка», «Человек в футляре»,
«Ошибка инженера Кочина», «Новые похождения Швей-
ка», «Небесный тихоход», «Слон и веревочка», «Золушка»,
«Рядовой Матросов», «Осторожно, бабушка!», «Легкая жизнь»,
«Первый посетитель» и
многие другие, причем
Фаина Григорьевна сыграла
всего лишь одну главную
роль – в фильме «Мечта».
Можно лишь поражаться
тому, что ее великий талант
был использован только на
малую долю. В Голливуде
писались специальные
сценарии «под кинозвезд»,
но советский кинематограф
за редким исключением не
придерживался подобной
практики. У Раневской не
было мужа-режиссера,
как, например, у Любови
Орловой или Валентины
Серовой, поэтому рассчи-
тывать на главные роли
гениальной актрисе не
приходилось. Кино в пол-
ной мере эксплуатировало
комедийный дар Раневской,
чем спасало слабые фильмы
от провала: одно появле-
ние Фаины Георгиевны,
даже в небольшом эпизоде,
делало весьма средний
фильм вполне сносным.
Так, в киноленте «Алек-
сандр Пархоменко» есть
крошечный фрагмент, когда
таперша в кабачке играет на
пианино и поет. Именно так
было указано в сценарии,
но как мастерски Ранев-
ская отыграла эту сцену! За считанные минуты у зрителей
сложился полный образ этой киногероини: от наших глаз не
могла скрыться псевдобеззаботность, граничащая с мелким
подхалимажем. И таких примеров – достаточное количе-
ство. В некоторых фильмах роль для Раневской вообще
отсутствовала, поэтому ей самой приходилось сочинять
для себя текст. Так произошло на съемках картины, где
Фаине Георгиевне предложили роль попадьи, разговари-
вавшей с птичками и со свинками. Не имея альтернативы,
актриса была вынуждена соглашаться и на такие «роли».
Рузвельт отзывался о ней как о самой выдающейся актрисе
ХХ века. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров - хороший
актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду - все
равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего
не наклеивает, и все равно всегда разная». Этот отзыв ей
пересказал Сергей Эйзенштейн, для чего разбудил ее но-
чью, вернувшись с одного из
просмотров у Сталина. После
звонка Раневской надо было
разделить с кем-то свои чувства,
и она надела поверх рубашки
пальто и пошла во двор - будить
дворника, с которым они и
распили на радостях бутылочку.
Во времена ее молодости еще
было деление на амплуа, и Осип
Абдулов говорил, что она геро-
иня и травести, и гранд-кокетт,
и благородный отец, и ге-
рой-любовник, и фат, и простак,
и субретка, и драматическая
старуха, и злодей. Словом, Ра-
невская - целая труппа, считал
Абдулов. Но это было неверно.
Лирические роли удавались ей
хуже, ее коньком было сочета-
ние трагического и комического,
эксцентричность, соединенная
с психологической глубиной.
В 1934 году начинающий ре-
жиссер Михаил Ромм, увидев
Фаину Григорьевну на сцене
Камерного театра, пригласил
ее на роль госпожи Луазо в
фильме «Пышка» по знамени-
той мопассановской новелле.
Фильм снимался в немом
варианте. Тем не менее,
чтобы лучше прочувство-
вать роль, Раневская доста-
ла подлинник мопассановского рассказа и затвердила
несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.
Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге
от фильма. Среди актеров он выделял, в первую, очередь
Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали
во Франции, и картина прошла там с огромным успехом.
«Женщины уж точно не являются слабым полом!
Слабый пол – сгнившие доски»
«Не можешь разобраться, нравится ли тебе мужчина?
Тогда проведи в его компании вечер, а когда
вернешься обратно домой – полностью разденься
и подбрось трусы до самого потолка. Если они
прилипли, то однозначно – он тебе нравится»