33

 |     

Mel

on R

ic

h    

|  

12  

|  

201

4

Н

а счету Фаины Раневской более 50-ти ролей в самых 
популярных спектаклях того времени, среди ко-
торых: «Живой труп», «Без вины виноватые», «На 

всякого мудреца…», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Виш-
невый сад», «Женитьба», «Рассвет над Москвой», «Модная 
лавка», «Правда – хорошо, а счастье лучше», около 25-ти 
ролей в кино, среди которых: «Пышка», «Человек в футляре», 
«Ошибка инженера Кочина»,  «Новые похождения Швей-
ка», «Небесный тихоход», «Слон и веревочка», «Золушка», 
«Рядовой Матросов», «Осторожно, бабушка!», «Легкая жизнь», 
«Первый посетитель» и 
многие другие, причем 
Фаина Григорьевна сыграла 
всего лишь одну главную 
роль – в фильме «Мечта». 
Можно лишь поражаться 
тому, что ее великий талант 
был использован только на 
малую долю. В Голливуде 
писались специальные 
сценарии «под кинозвезд», 
но советский кинематограф 
за редким исключением не 
придерживался подобной 
практики. У Раневской не 
было мужа-режиссера, 
как, например, у Любови 
Орловой или Валентины 
Серовой, поэтому рассчи-
тывать на главные роли 
гениальной актрисе не 
приходилось. Кино в пол-
ной мере эксплуатировало 
комедийный дар Раневской, 
чем спасало слабые фильмы 
от провала: одно появле-
ние Фаины Георгиевны, 
даже в небольшом эпизоде, 
делало весьма средний 
фильм вполне сносным. 
Так, в киноленте «Алек-
сандр Пархоменко» есть 
крошечный фрагмент, когда 
таперша в кабачке играет на 
пианино и поет. Именно так 
было указано в сценарии, 
но как мастерски Ранев-
ская отыграла эту сцену! За считанные минуты у зрителей 
сложился полный образ этой киногероини: от наших глаз не 
могла скрыться псевдобеззаботность, граничащая с мелким 
подхалимажем. И таких примеров – достаточное количе-
ство. В некоторых фильмах роль для Раневской вообще 
отсутствовала, поэтому ей самой приходилось сочинять 
для себя текст. Так произошло на съемках картины, где 

Фаине Георгиевне предложили роль попадьи, разговари-
вавшей с птичками и со свинками. Не имея альтернативы, 
актриса была вынуждена соглашаться и на такие «роли».

Рузвельт отзывался о ней как о самой выдающейся актрисе 
ХХ века. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров - хороший 
актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду - все 
равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего 
не наклеивает, и все равно всегда разная». Этот отзыв ей 
пересказал Сергей Эйзенштейн, для чего разбудил ее но-

чью, вернувшись с одного из 
просмотров у Сталина. После 
звонка Раневской надо было 
разделить с кем-то свои чувства, 
и она надела поверх рубашки 
пальто и пошла во двор - будить 
дворника, с которым они и 
распили на радостях бутылочку.

Во времена ее молодости еще 
было деление на амплуа, и Осип 
Абдулов говорил, что она геро-
иня и травести, и гранд-кокетт, 
и благородный отец, и ге-
рой-любовник, и фат, и простак, 
и субретка, и драматическая 
старуха, и злодей. Словом, Ра-
невская - целая труппа, считал 
Абдулов. Но это было неверно. 
Лирические роли удавались ей 
хуже, ее коньком было сочета-
ние трагического и комического, 
эксцентричность, соединенная 
с психологической глубиной.

В 1934 году начинающий ре-
жиссер Михаил Ромм, увидев 
Фаину Григорьевну на сцене 
Камерного театра, пригласил 
ее на роль госпожи Луазо в 
фильме «Пышка» по знамени-
той мопассановской новелле.

Фильм снимался в немом 
варианте. Тем не менее, 
чтобы лучше прочувство-
вать роль, Раневская доста-

ла подлинник мопассановского рассказа и затвердила 
несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.

Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге 
от фильма. Среди актеров он выделял, в первую, очередь 
Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали 
во Франции, и картина прошла там с огромным успехом.

«Женщины уж точно не  являются слабым полом!  

Слабый пол – сгнившие доски»

«Не можешь разобраться, нравится ли тебе мужчина? 

Тогда проведи в его компании вечер, а когда 
вернешься обратно домой – полностью разденься 
и подбрось трусы до самого потолка. Если они 
прилипли, то однозначно – он тебе нравится»