СЛОЖНЫЙ ФАКТ – КОНТРАФАКТ

Google+

В прошлом номере нашего журнала рассматривалась тема авторского права. Сегодня коснемся проблемы незаконного копирования чужих брендов.

Не секрет, что многие успешные дизайнерские марки, в том числе и иностранные, подвергаются незаконному копированию и тиражированию. Контрафактная продукция из материалов сомнительного качества, как правило, живет до первой стирки. Потребитель может от соприкосновения с такими вещами получить аллергическую реакцию. А репутация настоящего владельца бренда и производителя будет испорчена.

Наталья Березина
Наталья Березина, юрист

Как же защитить права подлинных владельцев товарных знаков и добросовестных производителей? Самая надежная – судебная защита. Например, Арбитражный суд Свердловской области еще в 2011 году своим решением по делу № А60-20868/2011 поддержал таможенников, которые в местном международном аэропорту задержали большое количество однородных товаров – футболок, маркированных товарным знаком «LOUIS VUITTON». В ходе рассмотрения судьи убедились, что частный предприниматель, купивший за границей товар с маркировкой известного бренда, на самом деле не имел право ввозить в нашу страну этот товар и затем реализовывать. Оригинальная продукция компании «Louis Vuitton Malletier» на территории Российской Федерации продается только в фирменных магазинах и соответствующим разрешением правообладателя бренда.

В соответствии со ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Согласно п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Но не каждый суд встает на сторону владельцев товарных знаков. Есть Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу № А41-5375/10, в соответствии с которым в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности отказано, поскольку спорный товар не был признан контрафактным, так как не представлены надлежащие доказательства незаконного воспроизведения товарных знаков.

На практике доказательства нарушений действительно сложно собрать. Недавно в крупном торговом комплексе Москвы были обнаружены контрафактные изделия торговой марки «Душегрея», коллекции «Оголенные нервы» осень 2016 г. Авторский принт и лекала тщательно скопировали неизвестные портные, но сшили вещи небрежно и использовали некачественную ткань. Владелец бренда –  российский дизайнер Наталья Душегрея, лично известила о факте нарушения авторских прав администрацию торгового комплекса, однако понимания не нашла. Продавцы подделок при контрольной закупке отказались выдать какой-либо подтверждающий чек или квитанцию…

Универсального решения проблемы контрафактной продукции нет. Защита интеллектуальных прав, товарного знака - это сложная и многоэтапная работа. Но её надо проводить и совершенствовать.

Когда верстался номер, стало известно ещё об одном случае контрафактной продукции дизайнера Натальи Душегреи, на этот раз данный факт был обнаружен в сети Интернет. По данному факту предпринимаются меры в рамках действующего законодательства.

Автор: Наталья Березина, председатель Коллегии адвокатов Москвы "Судебная защита", адвокат, постоянный эксперт федеральных каналов