Специальный показ фантастического триллера «КАТАСТРОФА»

Google+

8 ноября в кинотеатре "Синема Парк Европейский" состоится специальный показ фантастического триллера «КАТАСТРОФА»

По всему миру наблюдаются аномальные случаи кислотных дождей, уничтожающих все живое. В центре смертоносной стихии оказывается пятнадцатилетняя Сельма и ее родители. Вместе им предстоит объединить все силы, чтобы спастись от вселенской угрозы и пережить апокалипсис.

В ролях: Гийом Кане («Прошлой ночью в Нью-Йорке», «Пляж»), Летиция Дош («Неувольняемый», «Обыкновенная страсть»), Пейшнс Мюнхенбах («Жизненная необходимость»), Сулиан Брахим («Рой»), Мари Юнг, Мартен Версе и другие.

Режиссёр: Жюст Филиппо

Сценаристы: Ясин Баддай, Жюст Филиппо

Продюсеры: Ив Дарандо, Жером Сейду, Клеман Ренувен

Страна: Франция

Жанр: фантастика, триллер

Производство: Pathé, BonnePioche

Прокат: Capella Film

Релиз: 9 ноября 2023 года

Мишаль

Отец разлученного семейства, синий воротничок, разгневанный на богачей и толстосумов вроде Бриза, брата своей бывшей жены, оплатившего учебу Сельмы в интернате. Мишалю нет дела до «баек о глобальном потеплении» и даже до собственной дочери, которой, как он полагает, он больше не нужен.

Гийом Кане о своем персонаже: «Он привык бороться с социальной несправедливостью и противостоять нечестности боссов. Это не сильно отличается от того, что переживают многие люди сегодня. Мой персонаж оказывается в совершенно несправедливой ситуации, к нему относятся без уважения, и поэтому он бунтует, он кипит от гнева, хочет отомстить. Он борется за свои права, но сталкивается с событиями гораздо более ужасными, чем всё, что происходило прежде. Небо буквально обрушивается ему на голову, и у него нет возможности что-то с этим сделать. Хуже того, катастрофа происходит как раз тогда, когда он прекращает борьбу. Это делает его уязвимым… Мишаль жесткий, даже возможно жестокий. Он вымотан, измучен, но он должен перебороть себя, свои усталость и боль ради дочери. Нести ее на спине, пробираясь по кислотным лужам. Мне нравятся истории, которые вынуждают героев, отдавших все свои силы, найти в себе новые источники энергии».

Кане называет Мишаля «абсолютно одиноким человеком», впрочем, некоторый зазор в его внешне неприступной броне открывают нежная любовь и забота о Карин, сыгранной СулианБрахим, исполнившей главную роль в предыдущем фильм Жюста Филиппо «Рой». Карин появляется на экране всего в нескольких сценах, но очень важна для сюжета и понимания Мишаля — именно к ней он стремится на протяжении всего фильма. Режиссер Жюст Филиппо так комментирует участиеБрахим в фильме:«Она одна из величайших актрис, работающих сегодня. Я хотел снова поработать с актрисой, которую обожаю и люблю. Я знал, что быстро получу те эмоции, которые она выражает в фильме. Я не мог вспомнить ни одну другую актрису, которая добилась бы этого так быстро, так просто, чистосердечно и с такой легкостью. У нее было всего несколько сцен, но ее присутствие ощущается на протяжении всего фильма».

Сельма

Пятнадцатилетняя девочка-подросток, живущая в школе-интернате, где у нее нет друзей. Отчасти из-за репутации Мишаля, арестованного несколько лет назад полицией во время беспорядков. Сыгравшая Сельму Пейшнс Мюнхенбах называет свою героиню тинейджером со всем присущим этому возрасту набором качеств, оказавшимся в необычных обстоятельствах: «Я думаю, что в начале фильма она чувствует большую связь с отцом, она делит с ним немногие веселые моменты. Ее мать, напротив, авторитетная фигура, именно она берет на себя обязанности по воспитанию Сельмы. Мне это знакомо. Сельма умна, она понимает, что ее отец в прошлом совершил много ошибок и продолжает их совершать — и на него нельзя положиться. Она всё больше сближается с мамой. Вообще из-за того, что катастрофа изменила ее жизнь, она взрослеет очень быстро. Во второй половине фильма уже она начинает проявлять заботу о родителях. Ведь им нужна помощь так же, как и ей».

Выделяется Сельма, по словам Мюнхенбах, и своим отношением к экологической угрозе, вынесенной в заглавие сюжета: «Свою роль играет разрыв поколений. Сельма лучше, чем ее родители, осознает возможные последствия глобального потепления. В разговоре с Жюстом мы пришли к выводу, что Сельма — первая в семье понимает, что кислотные дожди могут представлять настоящую угрозу. В начале фильма Мишаль и представить себе не мог, что ущерб, нанесенный дождем, может достичь таких масштабов. У Сельмы есть интуиция, она раньше родителей понимает, что будет дальше».

Экологическая катастрофа

Картина Филиппо является не просто фильмом-катастрофой. Режиссер, как он сам рассказал в интервью, не хотел снимать «американский фильм». Он снимал «русский фильм» и в качестве референса указывал картину Элема Климова «Иди и смотри». Филиппо в этой истории интересует не столько масштабная иллюстрация возможного катаклизма, сколько развитие героев и их взаимоотношений на фоне природной катастрофы в условиях современного общества, еще не отошедшего от последствий ограничений, связанных с пандемией Covid-19 — временем, когда многие права человека, казавшиеся естественными и незыблемыми, были ограничены, а изоляция, внешняя и внутренняя, стала нормой. Фильм, таким образом, содержит и явный экологический, и скрытый социальный комментарий.

Как комментирует Гийом Кане: «Кислотный дождь, безусловно, пугает, но пугает и та социальная паника, которую он порождает. В фильме общество очень быстро разваливается, переходя в режим «каждый сам за себя». Это отражает наши собственные страхи и напоминает нам о том, что мы видели во время и особенно после Covid. В ситуациях катастрофы и бедствия понимаешь, как быстро положение может ухудшиться. Трусость и лицемерие воцаряются, а солидарность исчезает. Довольно страшная перспектива. Даже когда герои находят приют в чужом доме, хозяйка опасается, что они съедят слишком много. Она говорит: «Боюсь, мне и сыну не хватит». Она не понимает, что Мишаль может разбить окно соседнего дома в поисках еды. Несмотря на то, что она помогает героям, она в первую очередь заботиться о себе и своей семье».

Сам Жюст Филиппо, не случайно начавший фильм со сцены столкновения полицейских отрядов с протестующими, заявляет:«Я хотел подчеркнуть связь между концом света и социальными беспорядками, вызванными экономической ситуацией. Я хотел показать, что социальная и природная катастрофы происходят одновременно, что природная и социально-экономическая сферы неразрывно связаны между собой. Современное общество часто не справляется с новыми вызовами, и это только усиливает потенциал возможной природной катастрофы из-за изменения климата».

Особое умение Филиппо говорить сразу о нескольких темах, выражая одну через другую, и что не менее важно «показывать», используя выразительные средства кино, подчеркивает и Летиция Дош, сыгравшая роль Элизы:«То, как наш фильм использует научную фантастику для освещения политического дискурса, напоминает мне о фильме «V значит Вендетта». Другая сила Жюста в том, что он настоящий художник: его видение катастрофических событий породило прекрасные образы, от которых сложно оторваться. Красота, которую мы наблюдаем, притягательна, даже если это трагическая красота, как на картинах Иеронима Босха. Еще в голову приходит ассоциация с «Укрытием» Джеффа Николса, страшным, но великолепным фильмом».

О режиссере

Короткометражка «Кислота», которая и послужила основой для «Катастрофы», принесла Жюсту Филиппо успех — фильм попал на фестиваль «Сандэнс». Спустя два года и 250 фестивалей, как выразился сам Филиппо, он познакомился с Жеромом Женевре и Франком Виктором, сценаристами «Роя», своего полнометражного дебюта, который попал в программу «Неделя критики» Каннского кинофестиваля и сделал ему имя (Гийом Кане, рассказывал в интервью, что захотел поработать с Филиппо именно после просмотра фильма). Уже в «Рое» режиссер заявил некоторые темы, которые позже развил в «Катастрофе». Фантастический элемент: в «Рое» это саранча, питающаяся кровью, в «Катастрофе» — кислотные дожди. Тема жертвы родителей, спасающих своих детей: в «Рое» на них идет Виржини, которая «подкармливает» саранчу, чтобы хоть что-то заработать. И экономическая нестабильность, служащая в обеих историях фоном, который только усиливает их тревожную тональность.

Даже слова, сказанные Филиппо о «Рое», подходят в качестве комментария и для «Катастрофы»:«В фильме рассказывается, что игра с природой приводит к катастрофическим последствиям. Это универсальная современная басня: производить дешевле, продавать больше, невзирая на жертвы, невзирая на последствия… Думаю, именно поэтому я снимаю фильмы, чтобы рассказывать истории о тех, кто сопротивляется этому миру».

Жюст Филиппо о…

О замысле:

«Меня поразила серия кризисов, потрясших мир. Сегодня я не могу говорить о мире таким, какой он есть, со своими детьми. В «Катастрофе» я хотел выразить свои чувства — чувства человека, потерявшегося в обществе, находящимся под его давлением. Подобные мысли были у меня еще при работе над короткометражной версией этой истории… Я решил вернуться к ней уже после выхода «Роя», мне захотелось ее переосмыслить. Я начал развивать сюжет, который позволил бы мне поговорить о влиянии природной катастрофы не только на одну семью, но и на общество в целом».

О жанре:

«Когда я вижу насилие в реальном мире, я понимаю, что с точки зрения воздействия искусство не может и близко приблизиться к нему. Чтобы иметь возможность сегодня «дестабилизировать» зрителя, нужно найти путь к интимной части его сознания. Кино такого типа может идти разными путями, в том числе чувственными. Я хотел рассказать эту фантастическую историю через призму гиперреализма… «Катастрофа» ставит под сомнение идею жертвоприношения внутри одной семьи… Меня заинтересовала трансформация, случающаяся с ребенком, которому приходится быстро взрослеть, чтобы лучше понимать мир взрослых. Я хотел показать, насколько родители могут быть опасными для своих детей, когда теряют контроль. В конечном итоге, наш фильм — это история гонки со временем и потери контроля».

О работе с актерами:

«Мне нравится работать с актерами, способными создавать самых обычных на вид персонажей, которых вы можете встретить на улице. Гийом и Летиция, несмотря на разность подходов к игре, делают это замечательно. Пейшнс тоже справилась с непростой задачей: ей пришлось играть юную девушку в расцвете юности, не подозревающую, как быстро ей придется повзрослеть. В фильме все персонажи находятся в опасности и могут исчезнуть в любой момент».

О визуальных ориентирах:

«Идея заключалась в том, чтобы постепенно двигаться к потере цвета, своего рода выцветшей вселенной, почти черно-белому изображению. Мы хотели создать атмосферу, которая бы постепенно становилась всё мрачнее».

О музыке:

«Это часть процесса, который мне нравится и в котором я зашел настолько далеко, насколько это было возможно. Фильм такого жанра, это прежде всего атмосфера, климат. Именно этот климат позволяет зрителю внезапно получить совершенно новый опыт. В этом ключе я подумал обUnder The Skin – эти музыка, дизайн и монтаж звука просто захватывали дух. У меня была возможность действительно увеличить уровень звука, от музыки до звуковых эффектов. Этот особенный звуковой опыт привносит что-то тревожное в остальную часть фильма».

Интересные факты

— мировая премьера фильма от студий Pathé и BonnePioche состоялась в секции MidnightScreenings Каннского кинофестиваля ранее в этом году.

— картина была отобрана в конкурсную программу международного кинофестиваля фантастических фильмов в Ситжесе, который проходил с 5 по 15 октября 2023 года (номинация “Лучший фильм”).

— рабочим названием фильма было “EauForte”, что буквально переводится как «крепкая вода». Так называли азотную кислоту, которую использовали при травлении и гравировке пластин. Отсюда пошло слово «офорт» – разновидность гравюры на металле.

— музыку к фильму написал французский поп/рок-музыкан Робин Кудерт, также известный под своим сценическим псевдонимом ROB. Кудерт работал над несколькими фильмами французского режиссера Ребекки Злотовски, включая ее дебютный фильм «Прекрасная заноза».

— основой полного метрапослужил одноименный короткометражный фильм, снятый Филиппо в 2018-м году.

— актриса СулианБрахим, сыгравшая в «Катастрофе» роль Карин, исполнила главную роль в полнометражном дебюте Филиппо«Рой». Ее героиня также, как и родной брат режиссера Жюста Филиппо, не способна передвигаться самостоятельно. Эту деталь, по словам режиссера, он добавил несознательно.

-«КАТАСТРОФА»-

В КИНО С 9НОЯБРЯ 2023