Своя земля
Мечта о путешествии заточена в четырёх стенах комнаты, и вам никак не выбраться из городских джунглей в силу плотного графика? Melon Rich предлагает отправиться в вояж по Сибири и северу нашей страны, не пакуя чемоданы.
В стенах Галереи классической фотографии, декламирующей приверженность академизму и классическим формам фотографического искусства, пустила свои корни персональная выставка Андрея Бронникова «Начало». Что зритель увидит там? То, чем живёт и дышит автор – высококачественный цветной пейзаж страны, распростёртой меж Великим и Северным Ледовитым океанами.
С первой секунды атмосфера галереи располагает к чуткому восприятию прекрасного. Кофейного цвета стены, правильно поставленный свет и более 30-ти ярких крупноформатных пейзажей размером до 4 метров – кажется, это Эдем. Здесь, к слову, использован потаённый ход: специально для выставки Андрея Бронникова, по желанию самого фотографа, бывшие ранее белыми стены сменили свой цвет.
Выставка начинает свой остросюжетный рассказ с работы «Начало», на которой запечатлён мыс Дежнёва – место, где зарождается на планете день, начинается Россия. Зритель, не покидая пределов зала, путешествует по Сибири и северу нашей страны.
- Андрей, что вам нравится снимать больше всего?
- В первую очередь, пейзаж. За ним - портрет. Работа с музейными материалами также занимает серьёзное место в моей профессиональной жизни. Снимать объекты материальной культуры очень непросто, и это всё страшно увлекательно: это серьёзный вызов.
- С какого ракурса вы советуете смотреть на ваши фотографии?
- На фотографии, безусловно, нужно смотреть прямо. Вдобавок, в отличие от устоявшегося мнения о том, что нужно брать лазерные отвесы, ровнять все фотографии по линейке, я считаю, что каждый снимок имеет свою высоту восприятия. Фотографии должны висеть на разной высоте, что логически вытекает из положения горизонта на фото. Если горизонт в самом верху, фотографию нужно вешать ниже, и наоборот.
- На что направлено ваше увлечение фотографией?
- Мне хочется прорубить окно в тот мир, который я наблюдаю. На это направлено всё: силы, формат печати, качество, за которое я бьюсь всю свою сознательную жизнь. Мне хочется изобразить мир таким, какой он в моём представлении.
- Как нужно увидеть, понять ваши работы? Есть секрет?
- Признаться, я глубоко переживаю по поводу того, что интернет и разные новомодные гаджеты свели мир с ума, что люди не мыслят свою жизнь без всего этого. Да, это страшно удобно, практично, кому-то выгодно – это правда, и я даже больше скажу: не будь в моём мобильном устройстве интернета, я бы не успел подготовить эту выставку в те невероятно сжатые сроки, которые мне были отпущены. Конечно, рефлекс этот очень опасен. Гаджеты вызывают привыкание – у человека вырабатывается инстинкт: он залазит в интернет, находит нужную ему галерею, смотрит фотографии в режиме онлайн. В среднем каждой фотографии достаётся секунда или две для наблюдения. Получается, что изобразительное искусство опускается до уровня комикса: картинка должна быть лаконичной, цепкой, очень простой – тогда она в тебя попадает. Если она сложная, ты, скорее всего, просто не успеваешь её заметить, давно пролистав. Я очень надеюсь, что мой зритель будет долго рассматривать мои работы.
- А расскажите об отведённых для подготовки выставки сроках подробнее?
- Выставка должна была быть в мае этого года. Вдруг 12 дней назад я узнаю, что она назначена на сегодня. Это было, поверьте, действительно непросто: я практически не спал. Кстати говоря, в суете перемещаясь по городу, я без остановки с кем-то разговаривал по телефону, проверял почту или ещё что-то делал – это и вправду удобно. Но у этой палки есть, безусловно, второй конец, который пугает не на шутку.
- Может быть, есть ещё какие-то подводные камни в подготовке к открытию выставки?
- Знаете, да. Я очень признателен этой галерее, которая согласилась с моим убеждением о том, что стены должны быть тёмными для просмотра фотографий. До этой выставки стены, по стандарту, были белыми. Всё докрашено буквально вчера вечером!
- Ничего себе! А ведь галерее и вправду так к лицу новый цвет стен. Андрей, зачастую ваши фотографии – результат спонтанности или детальной подготовки?
- Вот, к примеру, моя фотография, на которой восемь солнц в одном кадре. Все профессионалы города Москва спрашивают меня: «Как ты это сделал?» Я её придумал в какой-то момент. Думал долго, представлял и, наконец, через год я сделал этот снимок. Получается, он действительно тщательно продуман. Есть очень много картинок, которые я придумал и долго искал. Это, может быть, дико в глазах городского человека, но я, можно сказать, в значительной степени лесной человек. У меня был период, когда я жил в лесу. Ни телефонов, ни интернета. Первые 2-3 дня, будучи там, камеру я даже не доставал: был какой-то тонкий момент настройки на окружающую тебя среду. И только когда она входит в твою кровь начинают появляться фотографии.
- И как вы находите те самые снимки?
- Утром вылезешь из палатки, сваришь завтрак на костре, возьмёшь рюкзак и пойдёшь искать кадры. Бывает, идёшь себе, идёшь, смотришь и на горизонт, и на небо, и в какой-то момент собираешься поставить на землю ногу, но в последнюю секунду убираешь её, увидев внизу будущий кадр. Фотограф должен быть готов поймать момент.
Выставка Андрея Бронникова «Начало» - удивительный по своей красоте и таланту результат труда фотографа, когда жить в палатке, носить рюкзак с оборудованием весом в 15 кг, скрываться от пурги, беречь последнюю спичку – привычные мелочи. Фотографии Андрея Бронникова позволяют зрителю прочувствовать твёрдую осмысленность и необычайность земного бытия.
Благодарим за предоставленные фотографии Галерею классической фотографии
Автор: Анастасия Аброськина
Фотограф: Андрей Бронников