Сто ксилографий Сальвадора Дали по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери покажут на выставке в Москве
В Москве с 28 сентября по 2 декабря пройдёт выставка «Божественная комедия Данте Алигьери и путь Сальвадора Дали через Ад и Чистилище в Рай».
Экспозицию составят 100 ксилографий Сальвадора Дали, выполненных специально для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте Алигьери к 700-летию автора бессмертной книги, которое увидело свет в 1965 году. Работа над иллюстрациями была исключительно сложной и кропотливой. Сначала художник нарисовал акварели, по одному рисунку на каждую тысячу строк поэмы, на основании которых были созданы ксилографии.
Ксилография — самая сложная графическая техника. Для каждого изображения мастер-резчик создал от 20 до 37 досок, с которых были сделаны оттиски. Каждой доске соответствовал свой цвет и форма. Доски были вырезаны вручную резчиком граверной мастерской Раймона Жаке под неусыпным контролем Сальвадора Дали. В общей сложности мастер-резчик изготовил 3500 досок. Процесс печати занял более пяти лет.
Специфика ксилографии состоит в том, что количество качественных оттисков сильно ограничено, поскольку дерево является мягким материалом. После выхода юбилейного издания «Божественной комедии» Сальвадор Дали настоял, чтобы все ксилографические доски были уничтожены. Так что новых ксилограмм не будет уже никогда, а иллюстрации, качество которых превышает представленные на выставке в Москве, не существует.
Оригинальность представленных работ подтверждена сертификатом подлинности и автографом Сальвадора Дали шариковой ручкой и рисунком прекрасного ангела, датированным 1965 годом. Этот артефакт на титульном листе «Божественной комедии» в шести томах, также покажут на экспозиции в Москве. Он же является самым ценным артефактом выставки.
Сальвадор Дали был настолько увлечен созданием юбилейного выпуска книги и иллюстраций к ней, что на целых восемь лет он был даже вынужден отказаться от любимого шампанского, полностью погрузившись в работу. Иллюстрации к книге Данте ознаменовали принципиально новый этап в творчестве испанского живописца. Если раньше он бесстрастно фиксировал в своих работах распад человеческого естества, то теперь в его картинах возобладало божественное начало, а сам он начал позиционировать себя как глубоко верующий человек и продолжатель классических традиций других иллюстраторов поэмы Данте – Сандро Ботичелли, Уильяма Блейка и Гюстава Доре. Сальвадор Дали был признан лучшим иллюстратором поэмы среди великих прошлого.
Но Дали не был бы собой, если бы не позволил себе и в этом ответственном деле проявить своё фантастическое видение мира. В частности он полемизирует с Гюставом Доре, изображая Ад не угольно черным, а залитым медовым солнцем Средиземноморья. Этим он отнюдь не пытался романтизировать темные силы, а, напротив, шокировал ценителей искусства «ангельским коэффициентом вязкости своего ада».
«На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости», - не без фирменного позёрства комментировал свое видение «Божественной комедии» Дали
– Работы Дали, представленные на выставке, принадлежат Андреа Понтальти - искусствоведу, арт-куратору, арт-консультанту и коллекционеру, который работает в Италии и по всему миру, - рассказала куратор выставки Ольга Клип. - В основе его коллекции - собрания графических работ известнейших мировых художников. Произведения из его коллекции выставляются в крупнейших музеях и частных галереях мира, они постоянно перемещаются, входя в состав различных выставок. К нам коллекция иллюстраций «Божественной комедии» прилетела из США, Техас, Арлингтонский художественный музей. Переговоры с коллекционером велись долго. Поскольку полное собрание иллюстраций одного тиража найти крайне сложно, выставка очень востребована в мире. В плотном выставочном графике нашелся свободный момент, и коллекционер с удовольствием согласился представить свою коллекцию жителям Москвы и гостей города. Принимая во внимание сжатые сроки для организации выставки, не удалось вклиниться в график крупных музейных площадок, которые с удовольствием приняли бы выставку на своих площадях.
Как Сальвадор Дали вышел за рамки классического представления о «Божественной комедии», работая на не-музейной площадке, мы имее возможность также выйти за рамки классической музейной подачи материала.
Каждая представленная на выставке работа будет сопровождаться отрывком из текста «Божественной комедии», к которому отсылает изображение. Персональное аудио-сопровождение даст возможность углубиться в смысл и содержание поэмы, аудио-гид услышать мнение и взгляд искусствоведа. В рамках выставки пройдут лекции по «Божественной комедии», о Данте и итальянской культуре, поэзии, ксилографии, Савальдоре Дали, и его взаимоотношениях с итальянской культурой и сюрреализмом.
Для зрителей у организаторов подготовлено интернет-приложение к экспозиции на русском языке.
Открытие выставки «Божественная комедия Дали» состоится 28 сентября в АРТ-Центре «Ветошный» (ГУМ, напротив Гастронома № 1) по адресу: Ветошный пер.,13.
Часы работы выставки с 11:00 до 21:00 без выходных.
Сад Марии
Там — роза, где божественное Слово
Прияло плоть; там веянье лилей,
Чей запах звал искать пути благого.
Данте в темноте
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
Харон на Ахероне
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их и и бьет веслом неспешных
Цербер
Завидя нас, разинул рты, как мог,
Червь гнусный Цербер, и спокойной части
В нем не было от головы до ног
Минотавр
Раскинувшись, лежал позор критян,
Зачатый древле мнимою коровой.
Дьявол в образе логика
Когда меня он ухватил, спросив:
«А ты не думал, что я логих тоже»?
Препятствие в сумерках
Сорделло по земле чернул рукой,
Скказал: «Ты видишь? Стоит солнцу скрыться,
И ты замрешь пред этою чертой.
Негодующий Святой Петр
И стал таким, каким пред нашим зреньем
Юпитер был бы, если б Марс и он,
Став птицами, сменились опереньем.