Фестиваль «Вече»: день второй
Кинофестиваль «Вече» продолжает знакомить гостей с программой игровых фильмов. В этот день зрителям были представлены картины «Землетрясение» режиссера Сарика Андреасяна, «28 Панфиловцев» Андрея Шальопа и «Дама Пик» Павла Лунгина.
«Землетрясение» – это своего рода фильм-памятник, рассказывающий с высокой точностью о событиях 1988 года и посвященный жуткой трагедии, когда за 3 три минуты город буквально ушел под землю. Он напоминает о дружбе народов, взаимовыручке перед лицом разворачивающейся драмы, о том времени, когда не было разницы между тем, армянин ты, азербайджанец или киргиз. Не знаю, как это удалось режиссеру, но в итоге, лента дает надежду, что мы все-таки небезнадежны. Тем, кто пишет в отзывах по поводу слабых спецэффектов и «нереалистичности» катастрофы, можно посоветовать идти на «Шрека» и одевать 3D очки. «Землетрясение» – это не фильм про взрывы, толчки, завалы, обрушения и переворачивающиеся автомобили. Это фильм о людях, их жизни, самых обычных поступках, которые в момент оказываются у черты, разделяющей всю их жизнь на До и После.
После объявления о создании «28 Панфиловцев» одни кричали, что такого подвига не существовало, другие называли «кончеными мразями» тех, кто этот подвиг отрицал. В 1941 году статья в «Красной Звезде» про пресловутый подвиг советских солдат была напечатана для подъема боевого духа. Спорный вопрос, нужна ли была фальсификация тогда? Но она точно не нужна сейчас, когда стало известно о многих случаях настоящих подвигов. Главным минусом этого фильма является его некоторая рафинированность. Русский солдат представлен в образе такого «четкого пацана с района», он не боится, шутит под обстрелом, не устает и даже умирает красиво, достойно и аккуратно. Идеалистический образ дополняют непроходимо тупые немцы, которые больше похожи на орков из «Властелина колец». Они тупо прут вперед, не пытаясь даже прятаться за танки, а побеждают, только численным перевесом. Такая подача материала формирует поверхностное, искаженное, инфантильное представление о войне, а война это в первую очередь трагедия, которая калечит тела и души, но никак не повод для геройской смерти. Такая война как в этом фильме питает глупый и поверхностный патриотизм и, как ни странно, воинственность, но воинственность эта до первого щелчка по носу. Такая вот диванная воинственность и диванный патриотизм, на котором можно очень удачно играть политикам и которым сейчас активно накачивают со всех сторон.
Новый мистический триллер Павла Лунгина «Дама пик» – сюрреалистичная трагикомедия об одержимости, амбициях, таланте и вероломстве, снятая под «безумную», как охарактеризовал ее сам режиссер, музыку Петра Ильича. Лунгин намеренно представляет героев фильма в фантастических, даже гротескных мизансценах. Зритель будто попадает в Зазеркалье, в искаженный мир параллельной реальности, воплощенный в декорациях оперной сцены, подпольного казино и огромного загородного особняка с бассейном. В конце концов, грань между явью и выдумкой стирается окончательно, и уже невозможно понять, где правда, а где – игра. Все это создает любопытную неоготическую сказку с интересным и небанальным замыслом, которую нецелесообразно сравнивать с «Черным лебедем», как бы кому того ни хотелось.
Спецпрограмма «100 лет революции» была представлена картиной «Ветер» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, а в рамках ретроспективы «К 95-летию Станислава Ростоцкого» была показана лента «Доживем до понедельника».
В Новгородской областной универсальной библиотеке прошел внеконкурсный показ неигровых фильмов: «Лобановский навсегда» режиссера Антона Азарова и «Белый ангел» Елены Беловой. «Лобановский навсегда» рассказывает о легендарном тренере киевского Динамо Валерии Лобановском, который впервые в истории советского спорта вывел свой клуб в гранды европейского футбола. «Белый ангел» повествует о периоде жизни Великой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой, основательница Марфо-Мариинской Обители милосердия и будущей святой преподобномученицы Российской.
Новгородские документалисты презентовали ленту «Рюриково городище. Продолжение легенды» режиссера Аллы Осиповой. Фильм показывает исторический путь небольшого холма в истоке Волхова от резиденции новгородских князей до рыбацкой деревушки Городище и далее превращение ее в культурно-исторический центр и мировой туристический бренд «Рюриково городище». Здесь все дышит историей. Здесь зародилась первая русская династия, которая правила страной более семи веков. Здесь оставили свой след князья Рюрик и Вещий Олег, Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Александр Невский и Дмитрий Донской, Иван III и Иван Грозный. Сегодня Рюриково Городище – это настоящая Мекка для историков и археологов, проливающая свет на самые темные страницы далекого прошлого.
Автор: Лилия Воронова