Фестиваль "Вече": день четвертый
Четвертый день кинофестиваля «Вече» открыл показ фильма «Ледокол» режиссера Николая Хомерики, основанный на реальных событиях 1985 года, когда ледокол «Михаил Громов», уходя от столкновения с айсбергом, оказывается в вынужденном дрейфе у берегов Антарктиды. Российский кинопром после «Экипажа», похоже, обнаружил, что научился снимать фильмы-катастрофы. Но тенденция такова, что реальные события современный кинематограф конвертирует в околофентезийные блокбастеры. В случае «Ледокола» дороги сюжета и реальных событий явно пошли порознь, ибо происходящее на экране не жмет руку ни логике, ни физике.
Битва «Михаил Громов vs айсберг» вскоре заканчивается, и начинаются битвы «человек vs природа» и «человек vs человек». А вообще «Ледокол» – это отличный развлекательный блокбастер, который не стоит винить за то, что он не несет в себе функции документального кино. «Михаил Громов» берет курс на голливудскую картинку с русским менталитетом и спотыкается о ляпы и неточности, но не ошибается только тот, кто ничего не делает, а отечественное кино в последнее время сделало качественный рывок вперед, и нельзя сказать, что «Ледокол» не принял в нем участия.
Завершила конкурсную программу фестиваля лента Александра Касаткина «Три дня до весны». Фильм в первую очередь является детективом, а уже во вторую – военным. Создатели дают возможность размышлять о происходящем вместе с героями по мере того, как всплывают все новые и новые факты. Картина «Три дня до весны», если отнестись к ней без излишней предвзятости и не выискивать недостатки, вполне имеет право на одобрение зрителей. Хотя бы потому, что не так уж часто снимают военные детективы, способные держать в напряжении до конца действия.
«К 95-летию Станислава Ростоцкого» был показан фильм «А зори здесь тихие...» Параллельно в другом зале демонстрировали ремейк Рената Давлетьярова, снятый в 2015 году. По окончании обеих картин состоялась дискуссия «Современный взгляд на классику». Одной из тем стала «а нужно ли снимать ремейки»? Модератор дискуссии, киновед, телеведущий и сценарист Андрей Шемякин считает, что ремейки оправданы в том случае, если есть альтернативная концепция, когда имеются определенные предпосылки к их созданию, чтобы чувствовалось движение времени. Механически переводить изображения из черно-белого в цветное просто бессмысленно. Кроме того, существует большая разница между ремейком и повторной экранизацией литературного произведения.
В рамках спецпрограммы «100 лет революции» был показан фильм «Мать» режиссера Глеба Панфилова. Представить картину приехал исполнитель одной из главных ролей, актер Виктор Раков. Фильм важен, так как он о нас и нашей стране, без всяких оглядок на идеологии и режимы. Власти (любой власти) режиссер выдает жуткий приговор и сопереживает тем, кто против власти (в любое время). Однако Панфилов попутно ухмыляется – все благородные порывы оппозиции перестанут быть благородными, как только она получит власть. Революционеры – люди честные и правдивые, они хотят изменить жизнь к лучшему, но мы-то знаем, какой кровью они изменят эту жизнь. В этой борьбе властителей и их противников симпатии автора лишь на одной стороне – священной стороне матери. Кроме политической подоплеки в фильме не последнюю роль играет тема материнской любви и верности.
В Новгородской областной универсальной библиотеке прошел внеконкурсный показ неигрового фильма режиссера Дмитрия Бульба «Мологский синдром». Одни из последних уроженцев затопленного города Мологи живут в Рыбинске. Им есть что вспомнить – раскулачивание семей, репрессии родителей, выселение, войну. Странным образом их воспоминания наслаиваются на сегодняшний праздник в честь Дня Победы и дня памяти о погибшем городе, создавая ощущение совсем другого прошлого.
Автор: Лилия Воронова